Психологические отличия спортсмена от неспортсмена

Психологические отличия спортсмена от неспортсмена

Мы не можем получить полное представление о спортсмене, базируясь только на уровне потребления кислорода, запасах гликогена и биомеханических измерениях… Главное, что нужно принять во внимание, – это психология, понимание тех личностных качеств, которые определяют высшие достижения в спорте. Если спортсмен способен управлять стрессом, устойчив к помехам и умеет адаптироваться к изменяющимся условиям, то мы имеем полный набор… Исследования и прикладные разработки должны проводиться комплексно, с учетом различных аспектов, но особенно психологических.

Питер Снелл, трижды олимпийский чемпион, доктор физиологии

Пройдя путь большого спорта, мы серьезно не задумывались о роли психологии в подготовке спортсменов высокого класса, не уделяли должного внимания индивидуальному подходу, взаимоотношениям тренера и спортсмена, в чем сильно проигрывали. Нередко одержимый тщеславием тренер мнит себя психологом. Позже, оглядываясь назад, с горечью замечаешь, что многие молодые талантливые спортсмены почему-то не дошли до своей цели. Роль психолога в команде у нас принижается, но на практике мне приходилось прибегать к его помощи. Считаю, что, используя рекомендации и советы психолога, удалось не только сохранить многих спортсменов в команде, но и добиться значительных результатов. Даже косвенное соприкосновение с психологической наукой – через общение с психологом – дало повод многое переоценить, увидеть ее огромные возможности.

Хмелев А. А., заслуженный тренер СССР

Раньше я очень ревностно относился к появлению чужого человека в сборной. Считал, что я сам лучший психолог. Также до меня думал Гайич. Но видно, не справляюсь… Я могу рассказать о важности матча. Аубрать чувство ответственности за результат, которое убивает искры в глазах, не получается… Мы с моим помощником пойдем на специальные курсы. Может, после них проще будет понять психолога. А то порой обращаются какие-то люди, а ты не понимаешь, что они делают и зачем. Так было в «Динамо», когда ребятам предлагали вместе кубики складывать, парашют разбирать, чтобы командой себя почувствовать. Но для меня очевидно: психолог команде необходим.

В. Олекно, главный тренер сборной мужской команды России по волейболу

Предмет психологии спорта. Психология спорта – это область психологической науки, изучающая закономерности психических проявлений человека в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Кратко можно сказать, что психология спорта – это наука о человеке в сфере спорта. Необходимость появления этой науки обусловлена специфическими условиями спортивной деятельности, прежде всего стремлением к максимальным достижениям, состязательностью (стремлением к победе), большими, а иногда и предельными, физическими и психическими нагрузками.

Психология спорта как научная и учебная дисциплина включает в себя ряд общих испециальных разделов, это:

1) мотивы спортивной деятельности;

2) психологические основы ориентации и отбора в различные виды спорта и психодиагностика склонностей и способностей;

4) психология обучения и воспитания в спорте;

5) психологические особенности физической, технической и тактической подготовки спортсменов;

6) психологические особенности личности спортсменов;

7) психология спортивного коллектива;

8) состояния спортсмена и их психорегуляция;

9) стили спортивной деятельности;

10) психологические особенности личности и деятельности тренеров;

11) психологические особенности личности и деятельности спортивных судей;

12) психологическая характеристика различных видов спорта;

13) психологическая характеристика болельщиков.

К сожалению, не все перечисленные аспекты изучены одинаково полно. Например, к изучению психологических особенностей болельщиков психологи приступили только недавно, а психология спортивного судейства до сих пор остается практически нетронутой темой.

Методы, используемые в психологии спорта для изучения психологических особенностей спортсменов, тренеров, спортивных команд, такие же, как и в общей психологии. Их разделяют на четыре группы: организационные, эмпирические, количественно-качественного анализа.

Организационные методы определяют стратегию исследования и включают в себя сравнительный (включая сравнительно-возрастной или метод поперечных срезов) и лонгитюдинальный.

Сравнительный метод используется для изучения психологических различий между спортсменами различных видов спорта, игровых амплуа, пола, квалификации, специфики тренировочного процесса и других факторов.

Лонгитюдинальный метод используется с целью длительного (в течение нескольких месяцев и лет) прослеживания психического и психомоторного развития одного и того же спортсмена или группы спортсменов. Он дает возможность наглядно и в динамике проследить влияние спортивной тренировки на изменение психологических особенностей спортсменов.

Эмпирические методы весьма разнообразны и включают в себя объективное наблюдение, самонаблюдение, экспериментальный метод и психодиагностику.

Объективное наблюдение имеет целью изучение различных поведенческих, эмоциональных проявлений спортсменов в естественных условиях их деятельности (на тренировках, соревнованиях, сборах). Оно может быть сплошным или выборочным, с использованием словесной (магнитофона), стенографической или протокольной записи, технических средств (видеоаппаратура). Наблюдение должно проводиться по заранее составленным плану и схеме. Оно должно быть систематическим, что обеспечит относительно полный сбор материала по интересующему вопросу.

Самонаблюдение является способом самопознания и используется спортсменами при анализе своих состояний, поступков, техники выполняемых движений с целью совершенствования. Самонаблюдение тоже должно носить систематический характер, стать для спортсмена привычкой. Результаты должны фиксироваться в дневнике для возможности осуществления качественного самоанализа.

Экспериментальный метод имеет две разновидности – лабораторный и естественный эксперименты:

Лабораторный эксперимент проводится в специальных помещениях, оборудованных сигнализационными и регистрационными приборами и аппаратами (рефлексометром, кинематометром, тремометром и пр.);

Естественный (полевой) эксперимент организуется в естественных условиях (на тренировке, соревнованиях) и имеет две разновидности – констатирующий и формирующий. При этих видах экспериментов также используется аппаратура (переносная или дистанционная).

Психодиагностические методы направлены на выявление склонностей, отдельных способностей и одаренности спортсмена в целом, имеющихся у него типологических особенностей свойств нервной системы и темперамента, свойств личности, диагностики состояний (предсоревновательных, соревновательных и послесоревновательных), изменения психологических параметров после нагрузок. Эти методы могут использоваться для: отбора кандидатов в команды, выбора адекватного для данного спортсмена вида деятельности и игрового амплуа, а также стиля деятельности.

Методы количественно-качественного анализа используются для математико-статистической обработки полученных в исследовании данных и содержательного их анализа.

Краткий экскурс в историю возникновения и развития психологии спорта

Термин «психология спорта» введен в научный обиход русским психологом В. Ф. Чижем (см.: Психология спорта. СПб., 1910), хотя еще раньше, в самом начале XX века, это понятие использовал в своих статьях и основатель современного олимпийского движения Пьер де Кубертен. В 1913 году по инициативе Международного олимпийского комитета в Лозанне (Швейцария) был организован конгресс по психологии спорта, и с этого момента рассматриваемая наука получила официальный статус. Однако слабое развитие спорта не способствовало и быстрому развитию науки, которой занимались лишь отдельные ученые, в основном в США, Германии, СССР. В нашей стране зачинателями психологии спорта были А. П. Нечаев, опубликовавший в 1927 году монографию «Психология физической культуры», А. Ц. Пуни, З. И. Чучмарев, П. А. Рудик. В довоенные годы были разработаны программы спецкурса «Психология спорта» для институтов физической культуры.

Интенсивное развитие психологии спорта началось во многих странах после Второй мировой войны. Это было связано с ростом престижности спорта, а также борьбой двух политических систем – социалистической и капиталистической, стремившихся доказать свое преимущество, в том числе и через спортивные достижения.

Немногим позже стали регулярно проводиться Международные конгрессы по психологии спорта, в 1970 году был учрежден «Международный журнал по психологии спорта», в 60-х годах ХХ века возникли Европейская и Североамериканская ассоциации психологов спорта.

В нашей стране в 1952 году А. Ц. Пуни была защищена первая докторская диссертация по психологии спорта, а затем появились монографии, посвященные исследованиям в этой отрасли психологии, авторами которых были Г. М. Гагаева, С. Ч. Геллерштейн, А. А. Лалаян, В. Г. Норакидзе, А. Ц. Пуни, О. А. Черникова. В последующие годы большой вклад в развитие психологии спорта внесли многие ученые: О. В. Дашкевич, Е. А. Калинин, Р. А. Пилоян, В. М. Писаренко, А. В. Родионов, О. А. Сиротин, В. А. Толочек, И. П. Волков, Г. Д. Горбунов, Т. Т. Джамгаров, Р. М. Загайнов, Ю. Я. Киселев, В. Л. Марищук, А. Н. Николаев, В. К. Сафонов, Б. Н. Смирнов, Н. Б. Стамбулова, Е. Н. Сурков, Ю. Л. Ханин, Б. А. Вяткин, А. Д. Ганюшкин, А. А. Лалаян, Ю. А Коломейцев и многие другие. Уже в течение десяти лет на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета осуществляется подготовка психологов по специальности «Спортивная психология».

В настоящее время психология спорта стала не только теоретической, но и практической дисциплиной, оказывающей существенную помощь спортсменам и тренерам в их стремлении достичь высоких спортивных результатов.

Многие люди очень заблуждаются, считая, что спортсмены – бесчувственные чурбаны, которые только и могут, что ногами махать. Зачем им какая-то там психология? В действительности спортсмены нуждаются в помощи психолога ничуть не меньше, чем представители других профессий. Психология в спорте играет важную роль в спортсмена в целом, а также помогает справиться с переживаниями в случае неудачных выступлений. У нас чаще всего тренер совмещает непосредственно тренерскую работу с работой психолога, помогая своим воспитанникам.

Задачи психологии спорта

Изначально психология спорта не выделялась как отдельная ветвь психологического знания и ее можно считать довольно молодой отраслью. Первоначально внимание уделялось различиям спортсменов, их индивидуальным характеристикам. Также изучалась способность человека тренироваться в стрессовых ситуациях, сохранять возможность адекватно оценивать ситуацию и трезво мыслить в моменты крайнего физического и психического напряжения. Естественно, затрагивались вопросы, касающиеся интенсификации тренировок и увеличения их эффективности.

С течением времени круг задач, которые призвана была решить психология спорта, расширился. Так, начали активно создаваться и тестироваться программы, которые учитывали не только различия спортсменов, но и специфику того или иного вида спорта. Наряду с индивидуальной работой психология спорта предусматривает проведение коллективных тренингов, направленных на повышение эффективности командой работы. Важное место занимали техники и методы повышения не только физической и психической, но и этической, коллективистской и эмоционально-волевой подготовки спортсменов. Таким образом, психология физической культуры и спорта призвана была формировать личность бойца-победителя. Поэтому огромное значение уделялось мотивации спортсмена, причем, как во время соревнований, так и во время подготовительных тренировок. Будущего чемпиона учили работать на конкретный результат. Кроме того, задача, которую имела перед собой психология спорта на тот момент – формирование у спортсмена чувства дистанции, чувства скорости объекта, чувства времени и так далее. Также уделялось внимание обучению человека стратегически и тактически мыслить, уметь прогнозировать события, слушать свою интуицию.

Функции спортивного психолога

Тренер довольно часто, если не всегда, выполняет не только тренерскую работу, но и работу психолога. Психология в спорте выполняет следующие функции:

  • формирование мотивации, нацеленности на результат, повышение общей эффективности тренировок;
  • психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям;
  • создание условий, необходимых для формирования психологической выносливости и умения противостоять влиянию стрессовых ситуаций;
  • спортсмена для повышения эффективности взаимодействия с командой;
  • помощь спортсмену в стрессовых для него ситуациях;
  • контроль уровня когда этот показатель находится либо ниже, либо выше нормы.

Что ж, психология в спорте весьма важна! Это уже не вызывает сомнений!

Индивидуально-психологические особенности спортсмена-бадминтониста и результативность его спортивной деятельности.

В последнее время рядом отечественных ученых: Т.В. Артамоновой [1], А.С. Дамадаевой [3], Ю.А. Емшановой [4], HYPERLINK “http://bmsi.ru/authors/3768d5dc-c564-4c5f-b650-32a4f73a6М.А. Кузьминым [7], И.В. Толкуновой [11],HYPERLINK “http://bmsi.ru/authors/6486ef79-ab8c-487f-ab02-2f67fe84a8fa”О.В. Федоровой [12] и др. проведены исследования личностных качеств спортсменов в разных видах спорта, однако работы по выявлению личностных качеств спортсменов-бадминтонистов и их влияния на результативность спортивной деятельности в литературе отсутствуют.

Исследование индивидуально-психологических особенностей спортсменов-бадминтонистов проведено в ноябре 2012 г. на базе ГОУ ДОД СО СДЮСОШОР «Олимпийские ракетки» г. Саратова. В исследовании приняло участие 14 спортсменов (от 1 разряда до мсмк). Теоретическую базу исследования составили работыГ.Д. Горбунова [2], Е.П. Ильина [5], Б. Кретти [6], Р.М. Найдиффера [8], А.Ц. Пуни [9], Л.К. Серовой [10] и др. Для изучения типологических особенностей личности спортсменов использовалась методика 14F. Качества личности спортсменов, значимые для их спортивной деятельности, определялись посредством выявления корреляционной связи с показателем спортивной результативности. При данной выборке значимыми на уровне Р=0,99 считаются корреляции более 0,65 (соответственно меньше -0,65) и на уровне P=0,95 более 0,5 (меньше -0,5). Данные корреляции отмечены в таблицах знаками ** и *. Показатель результативности спортивной деятельности формировался на базе данных о спортивных разрядах, оцениваемых с учетом спортивного стажа и возраста спортсменов.

1. Психодинамические особенности спортсмена и результативность деятельности.

На основании полученных данных можно говорить о том, что свойства личности данной группы обладают наибольшим влиянием на общую результативность спортивной деятельности. При этом такие черты как выносливость, быстрота, лабильность и скорость адаптации влияют положительно (особенно скорость адаптации и переключаемость), тогда как характеристики, связанные с силой по торможению могут отрицательно влиять на общую успешность (усидчивость, тщательность). Результаты анализа взаимосвязей данной категории представлены в таблице 1.

Корреляция психодинамических особенностей спортсмена и результативности деятельности.

2. Способности спортсмена и результативность деятельности.

Выявлена отрицательная взаимосвязь между результативностью и уровнем эмпатийных способностей, т.е. способность к сопереживанию может тормозить достижение желаемых результатов. Вместе с тем, умение воздействовать на других может являться положительным фактором в достижении спортивного успеха.

Установлено отсутствие взаимосвязи результативности деятельности с интеллектуальными способностями, эстетическим вкусом и креативностью, которые, по результатам исследования, не определяют эффективность спортивной деятельности.

В целом, можно говорить о том, что способности спортсмена, обеспечивающие, в целом, его успех в обществе, неоднозначно влияют на спортивные достижения (таблица 2).

Корреляция способностей спортсмена и результативности деятельности.

3. Мотивации спортсмена и результативность деятельности.

Читайте также:  Что нужно знать, чтобы стать фитнес-тренером?

Исследование позволило выявить связь результативности спортивной деятельности с явными (заявляемыми, демонстрируемыми) и с неявными (скрытыми) мотивами успешных и неуспешных спортсменов.

При анализе реальных (скрытых) мотивов было выявлено, что у успешных спортсменов доминируют мотивы личного интереса к деятельности, личных достижений и самореализации. У неуспешных спортсменов ведущую роль занимают мотивы повышения статуса, престижа, коллектива, материальной выгоды.

Интересными представляются результаты анализа противоречий между заявляемыми и скрытыми мотивами. Мотив «отношения с тренером» может показаться малозначимым у группы успешных спортсменов при оценке их поведения (деятельности), однако анализ скрытых мотивов позволяет отнести таковой к важным (значимым) как для первой группы испытуемых (успешные), так и для второй (неуспешные). Связь с мотивом «коллектив», в данном анализе еще более неоднозначна, поскольку на поверхностном уровне связь с успешностью спортсмена носит положительный характер, тогда как на скрытом уровне – отрицательный, что объяснимо наличием конкуренции между спортсменами, которая, так или иначе, всегда присутствует как в тренировочном процессе, так и в соревновательный период.

Выявлена положительная зависимость между успешностью спортивной деятельности и потребностью во внимании, а также отрицательная зависимость между успешностью спортивной деятельности и ориентацией спортсмена на праздное времяпрепровождение. Если последняя не требует дополнительных комментариев, то потребность во внимании, возможно, при наличии зрителей во время соревнований, способствует успеху спортсмена, тогда как нежелание внимания зрителей у неуспешных спортсменов приводит к снижению спортивных результатов.

Установлено, что социальные потребности не оказывают влияние на спортивные успехи, за исключением позитивной связи успехов и готовности спортсменов находиться в центре внимания других.

В целом, полученные результаты позволяют говорить о том, что успешность спортсменов в наибольшей степени определяется преобладающей ориентацией на самореализацию и личные достижения и снижением ориентации на материальные выгоды. Результаты анализа взаимосвязей мотиваций спортсмена и результативности деятельности представлены в таблице 3.

Корреляция мотиваций спортсмена и результативности деятельности.

4. Социально-психологические характеристики спортсмена и результативность деятельности.

В отличие от мотивационных и психодинамических характеристик, социально-психологические особенности как таковые не носят настолько сильной связи с успешностью спортсмена. По полученным данным мы можем говорить, что на успешности деятельности спортсмена положительно сказываются такие характеристики как естественность в общении с другими, готовность следовать неофициальным нормам и правилам поведения, наряду с независимостью действий и готовностью отстаивать собственную позицию. По уровню общительности успешных спортсменов можно отнести к амбивертам, не обладающим явно выраженными потребностями в общении, но легко налаживающими контакты и социальные связи, когда они считают таковые необходимыми. Тенденция к вредным привычкам, безусловно, негативно сказывается на спортивных результатах.

В целом можно говорить, что наибольшее влияние на успешность спортсмена из социально-психологических характеристик оказывают социальная смелость, готовность отстаивать собственную позицию и добиваться поставленных целей (таблица 4).

Корреляция социально-психологических характеристик спортсмена и результативности деятельности.

5. Деятельностно-психологические характеристики спортсмена и результативность деятельности.

Установлено, что успешные спортсмены в первую очередь характеризуются открытостью новому опыту (радикализм), инициативностью, ориентацией на достижение успехов (как противоположенной тенденции избегания неудач) и явно выраженной решительностью. При этом решительность может носить, и часто носит, характер импульсивности – склонности реагировать на изменения окружающей ситуации автоматически, без достаточного предварительного планирования и тщательного обдумывания ситуации, что позитивно сказывается на итоговой результативности спортсмена. Однозначным является связь успешности спортсмена и его умения сосредоточиться на настоящем, жить по принципу «здесь-и-сейчас».

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о большей успешности в бадминтоне сенсорных типов соционики. Соответственно, прогноз об успешности в бадминтоне интуитивных подтипов сомнителен.

Корреляция деятельностно-психологических характеристик спортсмена и результативности деятельности.

6. Особенности эмоциональной сферы спортсмена и результативность деятельности.

В качестве важнейших составляющих спортивного успеха выявлены такие качества личности, как стрессоустойчивость (как умение продуктивно действовать в сложных стрессовых ситуациях), отсутствие тревожности, апатия (или равнодушие, как индифферентное, отстраненное отношение) и экспрессивность (непосредственное выражения эмоций вовне). Если первые две составляющие успеха не требуют развернутых комментариев, то наличие апатии, на наш взгляд, позволяет спортсмену справиться с эмоциями во время соревнований, а экспрессивность наилучшим образом способствует максимально быстрому реагированию спортсмена-бадминтониста на изменение ситуации и обеспечивает наилучшую адаптацию в ситуации «здесь – и – сейчас».

Интересно отметить, что эмоциональность (или спокойствие), в целом, не влияет на достижение спортивных целей.

Можно отметить, что у успешных спортсменов преобладают позитивные эмоции (оптимизм), тогда как неуспешным спортсменам более свойственны негативные эмоции (тревога, скепсис, пессимизм).

Корреляция эмоциональной сферы спортсмена и результативности деятельности

Выводы.

В результате исследования установлены следующие индивидуально-психологические особенности спортсменов-бадминтонистов, значимые для успешности спортивной деятельности:

  • психодинамические особенности спортсмена: выносливость, быстрота, лабильность и скорость адаптации;
  • способности: умение воздействовать на других;
  • мотивации: мотивы личного интереса к деятельности, личных достижений и самореализации, потребность во внимании;
  • социально-психологические характеристики: естественность в общении с другими, готовность следовать неофициальным нормам и правилам поведения, наряду с независимостью действий и готовностью отстаивать собственную позицию, амбивертность;
  • деятельностно-психологические характеристики: открытость новому опыту, инициативность, ориентация на достижение успеха, решительность, умение сосредоточиться на настоящем и жить по принципу «здесь-и-сейчас»;
  • эмоциональная сфера: стрессоустойчивость, отсутствие тревожности, оптимизм, апатия, экспрессивность.

Негативно на результативности спортивной деятельности в бадминтоне сказываются следующие индивидуально-психологические особенности спортсменов:

  • психодинамические особенности: характеристики, связанные с силой по торможению (усидчивость, тщательность);
  • способности: эмпатийные способности;
  • мотивации: мотивы повышения статуса, престижа, коллектива, материальной выгоды, безопасности, ориентация на праздное времяпрепровождение;
  • социально-психологические характеристики: склонность к вредным привычкам;
  • эмоциональная сфера: негативные эмоции (тревога, скепсис, пессимизм).

Список используемой литературы

  1. Артамонова Т.В. Гендерная дифференциация личности высококвалифицированных спортсменов / Т.В. Артамонова, Т.А. Шевченко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2008. – № 4 (38). – С. 9-13.
  2. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. – 3-е изд., испр. – М., 2007. – 296 с.
  3. Дамадаева, А.С. Гендерные аспекты спортивной мотивации / А.С. Дамадаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2012. – № 2 (70). – С. 58-63.
  4. ЕмшановаHYPERLINKhttp://bmsi.ru/authors/3768d5dcc564-4c5fb650-32a4f73a6292″Ю.А. Индивидуально-типологические особенности теннисистов и их влияние на соревновательную деятельность // Физическое воспитание студентов. – 2011. № 5. С. 22-25.
  5. Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – СПб., 2009. – 352 с.
  6. Кретти Б. Психология в современном спорте / Б. Кретти. – М., 1978. – 224 с.
  7. Кузьмин М.А. Мотивация спортивной деятельности в различных видах спорта // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2012. № 2. C. 84-89.
  8. Найдиффер Р.М. Психология соревнующегося спортсмена / Р.М. Найдиффер. – М., 1979. – 224 с.
  9. Пуни А.Ц. Проблема личности в психологии спорта, — М.,1973, 315 с.
  10. Серова Л.К. Психология личности спортсмена: учеб. пособие / Л.К. Серова. – М., 2007. – 116 с.
  11. ТолкуноваHYPERLINKhttp://bmsi.ru/authors/6486ef79-ab8c-487fab02-2f67fe84a8faИ.В.,ЛяшенкоHYPERLINKhttp://bmsi.ru/authors/7b19bd1-89bd-452d-9d68-40325d9e1526″В.Н. Индивидуально – психологические различия квалифицированных легкоатлетов и их влияние на результативность соревновательной деятельности // Физическое воспитание студентов. – 2009. № 2. С. 97-100.
  12. Федорова О.В., Фоминова Е.Н., Козак А.А.Изучение типологических особенностей спортсменов разной специализации // Физическое воспитание студентов. – 2010. № 2. С. 116-118.

Спортивная электронная библиотека

Сейчас: журналов – 3298, газет – 7023, книг – 547

Популярное

Вестник Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России “Русская зима”

Мир дзюдо

Планета Баскетбол

PRO Баскет

Олимпийский вестник Юга России

Наедине с футболом

Андрей Аршавин. 555 вопросов и ответов

Рукопашный бой (обучение технике, приемам и тактике поединка)

Убийцы футбола. Почему хулиганство и расизм уничтожают игру

Психологический анализ в большом футболе

Диагностика готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий

Анализ результатов экспериментальной работы по подготовке будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий

Как убивали омский волейбол

Чемпионат Европы 2016 по латиноамериканским танцам среди профессионалов

Спортивные сооружения в эпоху Нового времени

Сравнение показателей личности спортсменов и не занимающихся спортом

Ключевые слова: психологические особенности, личность, спортсмены, не занимающиеся спортом.

Вступление. Формирование свойств личности человека происходит в процессе деятельности (Л.И. Божович, 1995, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, 1977, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, 1989). Воздействие регулярных занятий соревновательной деятельностью на личность человека изучалось многими учеными. Среди них А.С. Франченко, О.В. Дешевых, А.М. Илюхин, С.М. Оя, Л.Х. Лакс А. Анастази, H.T. Whiting, K. Hardman, L. Hendry, M. Jones, P. Anderson, J. Shiltz, K. Rabe, D.M. Pestonjiee, R.B. Singh, A.P.Singh, U.B.Singh и многие другие.

Мнения исследователей разделились примерно поровну. Первая группа отрицает наличие особенностей личности, присущих спортсменам, вторая утверждает существование особой категории – человека соревновательного типа. Пожалуй, самым ярким представителем второй группы можно назвать В. Огилви. По его мнению, спортсмены являются эмоционально здоровыми, неуступчивыми, самонадеянными, уверенными в себе людьми со склонностью к экстраверсии, обладают высокой вегетативной устойчивостью, способны переносить стрессы разного уровня лучше, чем не занимающиеся соревновательной деятельностью.

Состав и квалификация обследованных спортсменов. Обследовано 483 спортсмена от 14 до 35 лет. В их числе ЗМС – 21, МСМК – 49, МС – 159, КМС – 156, 1-й разр. – 56, 2-й разр. – 37, 3-й разр. – 5. Спортсмены старших разрядов входили в национальные и молодежные, сборные и клубные команды России 16 видов спорта: спортивное плавание, академическая гребля, гребля на байдарках и каноэ, лыжные гонки, лыжное двоеборье, велоспорт, триатлон, конькобежный спорт, легкая атлетика, водное поло, настольный теннис, баскетбол, самбо, дзюдо, таэквондо, спортивные бальные танцы.

Обследованный контингент, не занимающихся спортом. Обследовано 159 человек в возрасте от 14 до 35 лет, не занимающихся и не занимавшихся спортом, – учащихся московских школ №767, 644, 403, студентов московских вузов, слушателей высшей партийной школы при Государственной Думе Российской Федерации, инженерно-технических работников предприятий г. Москвы.

Результаты сравнения показателей личности спортсменов и не занимающихся спортом

Изучение проводилось с привлечением методов, признанных в мире ученых Кэттелла, Айзенка, Шмишека и др. В ходе обработки результатов исследования сравнивались средние значения показателей личности по общим группам, отдельно мужским и женским выборкам. Далее в отдельную группу были выделены спортсмены разных видов высокой квалификации, большим соревновательным опытом, высокими положительными показателями по фактору общая толерантность. В ранних исследованиях авторы выявили три фактора, наиболее полно характеризующих личность спортсменов: общую толерантность, поведенческую активность, социальную зрелость (ТиП ФК 2003 №2).

В целом по показателям личности спортсменов и не занимающихся спортом получены значения, близкие к нормальному распределению. Так, например, эмоциональность общей группы спортсменов по критерию Шапиро-Уилки имеет нормальное распределение W=0,954, при р=0,000, смелость общей группы не занимающихся спортом имеет нормальное распределение W=0,957, при р=0,001. Приведенные данные позволили оценить достоверность различий между показателями личности спортсменов и не занимающихся спортом.

В табл. 1 приведены средние значения показателей, характеризующих личность спортсменов и не занимающихся спортом, а также достоверность различий исследуемых показателей (* – показатели, имеющие статистически значимые различия при уровне значимости р>0,01).

Таблица 1. Результаты сравнения средних значений показателей, характеризующих личность спортсменов и не занимающихся спортом, по общим группам

Исследуемый показатель

Спортсмены
(Общая группа)
(Среднее и ст. откл.)

Не спортсмены
(Общая группа)
(Среднее и ст. откл.)

Психология спортсмена

Уверенность в себе.

Уверенность в себе преобладает у спортсменов высокого класса, что логично, потому как их имя знакомо не только тренерам и знакомым, но и прессе и незнакомым людям. Они завоевали статус в обществе, имеют престиж среди других спортсменов.

Как правило, спортсмены увереннее в себе, чем неспортсмены, но существуют спортсмены, которые пришли в спорт, чтобы побороть в себе чувство неуверености. Кроме того, есть группа спортсменов, которая стремится скрыть свою неуверенность за счет общительности и стремлениию к тренировкам.

Тренер обязан знать, кто из его спортсменов более уверен в себе, а кто менее. Так как с каждым требуется свой подход в тренировочном и соревновательном процессе. Неуверенному в себе требуется большая эмоциональная включенность тренера, требуется больше похвалы от тренера и напарников по команде или соперников. Также значительно повышается уверенность, если тренр в прессе похвалил неуверенного в себе спортсмена. Также тренеру стоит давать адекватную реакцию на выступление неуверенного спортсмена вызванного на соревнование неожиданно: не стоит ругать его за неудачное выступление, стоит с ним понять его ошибки именно во время соревнования.

Неуверенность в себе берет корни из детского воспитания, поэтому общение с психологом и психологические тесты помогают выявить уровень уверенности в себе спортсмена.

Терпимость к боли.

Исследования показывают, что существует несколько типов спортсменов, различающихся по характеристики их переносимости к боли. Большая часть спортсменов боль способна переносить боль чем неспортсмены.

Спортсмены во время спортиной деятельности способны развить терпимость к боли путем снижения интенсивности входного стимула (т.е. организму не поступает сигнал о боли) и волего блокирования визуальных, кинестетических и болевых импульсов (т.е. спортсмен как бы не видит, не ощущает и не чувствует боли).

Два основных типа спортсменов: скрывающие боль и склонные к травмам. Последний тип спортсменов признан самым трудным по иследованиям клинических психологов. Они могут преувеличивать серьезность своего здоровья или симулировать, чтобы оправдать поражение. Первый тип встречается чаще, такие спортсменны склонны к скрыванию травм, даже серьезных.

Читайте также:  Как меня арестовали в Казахстане пограничники (часть1)

Тренеру следует быть внимательным к своим спортсменам и знать своих спортсменов, чтобы предупредить серьезную травму спортсмена либо тревожность по поводу состояния своего здоровья и симулирование травмы. Как правило, излишнее сокрытие и излишние преувеличение недомоганий свидетельствуют о психологических проблемах спортсмена. Таким образом, тренеру следует работать совместно с психологом с такими спортсменами.

Тревожность спортсмена является немаловажной характеристикой личности. Для спортсменов важно иметь низкий уровень тревожности в процессе спортивной деятельности.

Изучение тревожности в спортивной психологии занимает значительную часть. Сегодня я в кратце расскажу.

MMPI и проективному «дом-дерево-человек» можно установить уровень тревожности. Исследования показывают, что в целом спортсмены имеют более низкий уровень тревожности. Не стоит полагать, что полное отсутствие тревожности яляется отличном результатом. Это также не хорошо как и высокий ровень тревожности. Таким образом, можно говорить об оптимальном уровне тревожности, когда сохраняется адекватное чувство страха в опасных для жизни собственного Я ситуациях.

Теоретически высокий уровень тревожности должен мешать спортсмену при стрессовых ситуациях спортивной деятельности. Однако, на практике бывает иначе. Случается, что спортсмены высокого класса испытывают высокий уровень тревоги перед важными стартами и во время их.

Тренеру необходимо, если спортсмен обладает низким уровнем тревожности, довести до автоматизма его действия во время тренировочного процесса. Кроме того, можно устроить несколько встреч с психологом, где будет проведена работа по научению психорегуляции во время старта.

Помимо этог, существуют спортсмены, которые сознательно или бессознательно выбирают опасные виды спорта, чтобы пережить чувство опасности. Таким образом, они могут за счет низкого уровня тревожности повышать уверенность в себе.

Твердость характера многими исследователями, тренерами и спортсменами признается идеальной личностной характеристикой для спорта. Высокая твердость характера включает в себя эмоциональную устойчивость в стрессовых ситуациях, адекватность в оценке себя и окружающих, независимость в мыслях и действиях.

Замечено, что спортсмен высокого класса обладает высокой твердостью характера, помимо отличных физических данных. Иногда спортсмены, имеющие низкой твердостью характера, так называемой мягкостью характера, могуд добиваться успешного результата в соревнованиях, но для этого им требуется большие энергозатраты как физические так и эмоциональные.

Эта характеристика личности спортсмена определяется по 16-ти факторному тесту Кэттелла. Обладая знанием такой характеристике, тренеру легче выстраивать взаимоотношение спортсмена с ним и командой, а также строить тренировочную и соревновательную деятельность.

Кроме того, спортсмен может придти с мягким характером, желая повысить его твердость.

В спорте агрессивность является важной составляющей залога успеха. Согласно исследованиям, спортсмена от неспортсмена отличает высокий уровень агрессивности. Спортсмен должен уметь проявлять агрессивность в рамках правил спортивной деятельности. Таким образом, управление своей агрессией является значимой задачей. Уровень агрессивности изменчив на протяжении спортивной деятельности, даже так, он меняется до спорта, во время занятий спортом и после спорта.

Используя данные психологической диагностики, тренер может понять уровень агрессивности спортсмена и быть готовым к проявлениям агрессивности со строны спортсмена в разных моментах спортивной деятельности. Стоит отметить, что визуальное понимание уровня агрессивности не всегда совпадает с данными тестов. Такая нестыковка связана, в первую очередь, с индивидуальной историей жизни спортсмена. Не стоит забывать, что психологическая диагностика дает поверхностное понимание агрессивности у спортсмена, поэтому тренеру следует общаться со спортсменом, чтобы составить более точную картину о том, как поощралась агрессивность в семье спортсмена, т.к. от этого будет зависить реакция спортсмена на поощрение агрессии тренером. В связи с полученными данными тренер может корректировать уровень агрессивности, привлекая к общению психолога. Если выясняется, что агрессивность родителями не поощралась или сам спортсмен по каким-то мотивам не проявляет требуемой агрессивности во время соревнований, а чувствует вину, что тормозит его развитие в спортивной деятельности. В таком случае тренеру следует обсудить со спортсменом какие мотивы не позволяют выступать на должном уровне. Ошибкой тренера будет, если он проявит агрессию на своего подопечного.

Тренер обучает спортсмена умению контролировать свой уровень агрессивности во время спортивной деятельности с помощью конструктивного поощрения/наказания агрессивного поведения. Тренер может поблагодарить за проявленную агрессивность во время соревнований, потому что она помогла выйти спортсмену на новый уровень, например, спортсмен выиграл свой первый бой с помощью ноккаута, т.к. во время боя проявил чрезмерную агрессивность, но в рамках правил. Но тренер может выразить недовольство проявленной агрессией, если спортсмен действовал вне рамках правил. В обоих случаях тренер проводит разъяснительную беседу со спортсменом.

Нередко, агрессия спортсменом направляется на объект, который не имеет отношения к агрессивности. В таком случае, следует выяснить на кого или на что именно направлена агрессивная энергия спортсмена и выразить агрессию по адресу. Такие действия помогут избежать в дальнейшем острого конфликта с адресатом, тем самым помогут совершенствоваться спортсмену, а не замереть на одном месте.

По завершению карьеры тренер должен будет подготовить спортсмена к другой жизни, в соответствии с этим, тренеру необходимо будет рассказать куда можно направить чрезмерную агрессию, если спортсмену во время занятий спортом требовался высокий уровень агрессивности. В некоторых случаях, полезно привлечь психолога.

Строгая зависимость между видами спорта и спортсменом не обнаружена. Некоторые спортсмены с заведомо низкой агрессивностью могут идти в те виды спорта, где требуется чрезмерный уровень агрессии, потому что желают быть более агрессивными. Так же может и наоборот, спортсмены с высоким уровнем агрессии могут идти в те виды спорта, где требуется низкий уровень.

Спортсменов высокого класса выделяет грамотное умение пользоваться своей агрессивностью, т.е. в каких-то ситуациях они могут показать низкий уровень агрессии, а в каких-то — высокий. При этом спортсмен сохраняет хорошие отношения с тренером, с соперниками и коллегами по команде, не смотря на вспышки чрезмерной агрессии или на возникающие конфликтные ситуации.

Таким образом, профессионального спортсмена высокого класса характерезует умение управлять своей агрессивностью, которое входит в задачи тренера.

Экстраверсия — легкость в общении, уверенность в незнакомых ситуациях, относительно высокая самооценка, стремление к межличностному общению. Интроверсия — затрудненность в общении, стремление к уединению и самообщению, уклонение от общения в незнакомых ситуациях.

Исследования показывают, что среди спортсменов высокого класса экстравертов больше, чем среди остальных спортсменов. Но однозначно сказать, что спортсмен, достигший высоких результатов, всегда является экстравертом нельзя. Интроверты встречаются в таких видах спорта как: теннис, автоспорт, велоспорт и парашютизм. Кроме того, к интроверсии склонны марафонцы ис стайеры, пловцы, альпинисты.

Помимо этого, исследования показывают, что спортсмены более склонны к экстраверсии, чем неспортсмены, а также среди спортсменов-мужчин экстравертов больше, чем спортсменов-женщин.

Но не все так однозначно. Среди спортсменов выокого класса наблюдается смена экстраверсии на интроверсию. Возможно, стремление к интроверсии выражено увеличением стрессовой нагрузки и чтобы снизить напряженноть ситуации, спортсмены предпочитают замкнутость.

Тренеру важно понимать что преобладает у спортсмена сейчас. С экстравертами тренер доолжен быть более общительным — давать всевозможную поддержку при повышенной тревожности спортсмена. Тренер может привлечь родных и друзей для оказания помощи спортсмену. С итровертами тренеру лучше использовать не прямую похвалу, а косвенное порицание, а также не привлекать к помощи родных и друзей. Спортсмену, скорее всего, понадобиться уединение и минимальное общение с тренером и с кем-либо еще.

Помимо этого, тренеру стоит соблюдать терпеливость, если тренер и спортсмен оказались с разной степенью экстраверсии. Спортсменыу и тренеру важно найти взаимопонимание.

Для понимания уровня мотивации достижения спортсмена требуются понимание: формирования системы ценностей спортсмена, способы воспитания, личного отношения к спортивной деятельности и физическим нагрузкам, в частности. Стремление к успеху формируется в личностных особенностях спортсмена, оно не зависит от внешних факторов. Кроме того для каждого спортсмена определение «успех» строго индивидуально. Для кого-то это может быть потребность показать себя, победить и избежать поражения, добиться престижа в отношении себя. Для другого это может быть потребность самосовершенствования, улучшить свой личный рекорд. Кроме того, к успеху могут относить потребности: в общении, власти или подчинения, в следовании норм, правил и требований, самопознания и познания других. Мотивацию достижения успеха можно разделить на две области: личностную и социальную. К личностной области можно отнести все навыки получаемые индивидуально — в борьбе с собой, к социальной — за счет соперничества с другими. Все эти данные получают благодаря систематическим встречам с психологом.

Спортсмен с высоким уровнем мотивации успеха всегда стремится к положительному исходу. Такой спортсмен выбирает средние и повышенной уровни слжности задачи в спортивной деятельности. Для него важно получить вознаграждение от тренера на счет его выбора задачи и успешного завершения. Помимо этого, после неудачи выбранной ими задачи они стремятся всеми силами достичь успеха — в этот момент очень важна поддержка из вне. Такие спортсмены заносят себе в актив успешное завершение задачи, они присваювают ее выполнение себе благодаря своим качествам.

Спортсмен с низким уровнем мотивации успеха, изначально недооценивая свои возможности, нацеливается на поражение. Он выбирает либо легкие задачи, либо сверхсложные. Тогда при поражении он ссылается на высокий уровень сложности, а при достижении успеха — на легкий. Такому спортсмену тренер должен оказать поддержку при успехе даже легкой задачи, тренер должен указать спортсмену на самостоятельность, на личностные качества спортсмена, которые ему помогли в достижении успеха.

В любом случае, тренер на начальном этапе обязан рассказать о плюсах победы, дать спортсмену возможность раскрыть свои таланты, т.е. не требовать сразу победы. Кроме того физические и эмоциональные нагрузки должны быть адекватными для каждого этапа развития спортсмена.

Еще один важный момент — это поддержание уровня мотивации успеха на протяжении всей спортивной деятельности. Тренеру следует понимать причины по котором уровень может снижаться или повышаться, чтобы грамотно корректировать рабочий процесс.

Тренеру важно уровновесить личностные и социальные потребности у спортсмена либо у команды. Тренеру следует набирать в команду спортсменов с разным уровнем стремления к достижению успеха, для того чтобы команда сыгралась. В случае индивидуального вида спорта, тренер сможет акцентировать какую-то из областей мотивации успеха спортсмена, но никогда не следует работать исключительно на одной областью — это может привести к конфликту между спортсменом и тренером, либо прессой, либо другими спортсменами и тренрами, либо с другим персоналом.

Конный спорт: Предстартовый синдром. Психологическая подготовка спортсмена

Любой спортсмен знает, что соревнование – это не только испытание физических качеств. Уровень психической нагрузки соревновательной деятельности несравненно выше тренировочной, в чем, наверное, и состоит особая притягательность спорта.

Кому из спортсменов не приходилось испытывать перед состязанием странное состояние, когда ощущается дрожь во всем теле, онемение в ногах, беспокойно лезут в голову навязчивые мысли о неповиновении лошади, падениях, вкрадываются сомнения в исходе своего выступления. Это так называемое «предстартовое состояние»…
Влияние предстартового состояния на организм неоднозначно. Оно или значительно возбуждает нервную систему, и под действием его спортсмен теряет самоконтроль, или же, наоборот, происходит сильная заторможенность нервной системы, ведущая к скованности и мешающая свободе действий. Оптимальное состояние находится как раз где-то посередине, когда человек держит под контролем свое психологическое состояние.
Сегодня мы рассмотрим три разновидности предстартовых состояний и постараемся научиться справляться со стрессом.

Предстартовые состояния

При возбужденной нервной системе спортсмена буквально бьет ПРЕДСТАРТОВАЯ ЛИХОРАДКА (чрезмерно высокий уровень эмоционального возбуждения). Это состояние проявляется в сильном волнении, тревоге, повышенной нервозности (раздражительности), неустойчивости настроения (резком переходе от бурного веселья к слезам), беспричинной суетливости, рассеянности, ослаблении памяти, снижении остроты восприятия, повышенной отвлекаемости внимания, понижении гибкости и логичности мышления, неадекватных реакциях на обычные раздражители, капризности, переоценке своих сил (излишней самоуверенности), неспособности полностью контролировать свои мысли, чувства, настроение и поведение, неоправданной торопливости. Высокое нервно-психическое напряжение понижает работоспособность мышц и притупляет мышечно-двигательное чувство, ухудшает способность к расслаблению, нарушает координацию движения.
Прямая противоположность описанному выше состоянию – СТАРТОВАЯ АПАТИЯ (относительно низкий уровень эмоционального возбуждения из-за возникновения охранительного торможения и ослабления возбуждения). Ей соответствуют вялость, сонливость, отсутствие желания соревноваться, угнетенное настроение, неуверенность в своих силах, отсутствие интереса к соревнованиям, ослабление внимания, притупление остроты восприятия, снижение продуктивности памяти и мышления, ухудшение координации привычных действий, неспособность собраться к моменту старта, резкое снижение волевой активности.
Лучшее состояние спортсмена перед стартом называется БОЕВОЙ ГОТОВНОСТЬЮ и характеризуется оптимальным уровнем эмоционального возбуждения. Этому состоянию соответствуют выраженные, но умеренные вегетативные сдвиги. Психологический синдром: напряженное ожидание старта, возрастающее нетерпение, легкое, а иногда значительное эмоциональное возбуждение, трезвая уверенность в своих силах (реальная оценка своих сил), высокая мотивация деятельности, способность сознательно регулировать свои мысли, чувства, поведение и управлять ими, личная заинтересованность спортсмена в участии в данных соревнованиях, хорошая концентрация внимания на предстоящую деятельность, обострение восприятия и мышления, высокая помехоустойчивость по отношению к неблагоприятным факторам.

От тренировок – к стартам

Переход от тренировочной деятельности к соревновательной ставит перед спортсменом своеобразный психофизиологический блок – не допустить выхода на запредельный режим. Это обусловлено тем, что на тренировке спортсмен постоянно закрепляет стереотип действий на заведомо заниженном уровне психической нагрузки.
Если не проводить тренировки в соревновательном режиме – откуда же тогда взяться умению мобилизоваться? Существует элементарный физиологический закон: 5-7 повторений – и в тренировке выработан динамический стереотип – выполнять двигательную деятельность без существенной психической нагрузки.
Но тогда получается, что психологическая подготовка к соревнованиям должна осуществляться на самих соревнованиях. Действительно, в основе успеха наших выдающихся спортсменов, особенно середины ХХ века, – бесконечные старты, среди которых так называемые «междусобойчики» занимали не последнее место. Понятно, что в современном спорте иные физические нагрузки. Но, не изобретая нового, мы можем использовать хорошо забытое старое.
Расскажу один случай, который показывает, насколько важно правильное подведение спортсмена к соревновательной деятельности. Однажды отлично технически подготовленную молодую спортсменку выставили сразу на довольно крупный старт. Все было великолепно: и лошадь опытная, и схема езды откатана почти до совершенства. Однако, проведя бессонную ночь перед первым в жизни стартом, всадница выехала на приветствие, и. упала с лошади от чрезмерного волнения. После этого многие говорили, что в спорте ей делать нечего. Однако тренер поступила в высшей степени грамотно, организовав дома соревнования, где антураж полностью соответствовал настоящему. Впоследствии эта спортсменка стала мастером спорта, за что благодарит прежде всего своего мудрого тренера.
К слову, психологическая подготовка спортсмена во многом завит от тренера, поэтому тренерской работы стоит коснуться отдельно.

Читайте также:  Почему мы ленимся идти на тренировку?

Голос тренера

Одним из средств регуляции предстартовых состояний является беседа тренера со спортсменом. Пред соревнованиями тренер должен в спокойном тоне напомнить спортсмену о деталях тактического плана выступления, привести факты, доказывающие, что спортсмен в состоянии завершить соревнования с положительным результатом. Однако нельзя ограничиваться только беседой. Необходимо, чтобы спортсмен научился сам снижать или даже полностью снимать отрицательную предстартовую напряженность.
Видели однажды на старте, как взволнованный тренер трясущимся голосом призывал спортсмена: «Ты только не волнуйся!» , а спортсмен с олимпийским спокойствием отвечал: «Да я-то как раз не волнуюсь»…

Гиперкомпенсация

Гиперкомпенсация – особая форма стремления человека устранить из сознания комплекс неполноценности. Причем в этот момент происходит не просто избавление от чувства неполноценности, а достигается какой-то результат, позволяющий занять доминирующую позицию по отношению к другим. В случае гиперкомпенсации организм словно задействует некие скрытые резервы.
Иногда у тренеров можно увидеть этот прием, когда применяется прямое унижение спортсмена вплоть до грязной ругани, для внушения спортсмену его никчемности и бестолковости. Есть немало людей, у которых подобное вызывает мощнейшую реакцию гиперкомпенсации. В таком состоянии человек способен на все, чтобы доказать, что это не так. Однако во многих случаях применение этого метода вызывает сильнейший стресс, более того, человек выступает словно в состоянии аффекта.

Тренер по душе

Кроме крайне кардинального воздействия, существует два основных способа воздействия на психику спортсмена: «избегать неудач» и «стремиться к достижениям». Чтобы понять, каким способом лучше воздействовать, придется экспериментировать. В большинстве случаев метод положительного подкрепления более эффективен. Опыт показывает, что спортсмен, который ждет, что тренер будет отчитывать и критиковать за каждое неправильное действие, более скован и зажат.
Обычно тренер выбирает такую стратегию, которая ему ближе, не ориентируясь на определенного спортсмена, а уже спортсмены выбирают себе тренера по душе. Совершенно нормально, что человек, который любит держать себя в ежовых рукавицах, пойдет к тренеру с явными диктаторскими наклонностями. Чаще всего такие люди не любят заниматься самодисциплиной и чувствуют себя комфортно, когда кто-то делает это за них. Более самостоятельным людям подойдет тренер-партнер.

Советы тренеру

В любом случае, какую бы методику воздействия на психологическое состояние ни использовал тренер, существует несколько проверенных способов:
1. Обсуждая плохое выступление или ошибки на тренировке, следует говорить о действиях всадника, а не о личности. То есть не «ты – безрукий», а «здесь у тебя произошел сбой…», и далее обязательно должна следовать рекомендация правильных действий.
2. Всегда лучше сначала говорить о том, что было сделано хорошо (создается общий положительный фон), пусть даже самое элементарное: «Молодец, что вообще выехал на старт (прыгнул первый барьер, сел на лошадь). »
3. Говорить надо о том, что надо изменить и как надо изменить, не заостряя внимание на том, что плохо. То есть не «это плохо», а «это можно сделать лучше».
4. Помните о том, что частица «не» часто пропускается нашим сознанием, когда мы воспринимаем команды. Поэтому фразы «не дергай», «не бросай» лучше заменять на «бери плавней», «чуть медленнее» и т.п. Иначе человеку потребуется «переводить» и логически дополнять команды.

Практикум для спортсмена

Но нельзя забывать, что психологическое состояние спортсмена зависит не только от тренера. Прежде всего спортсмен должен знать, что нервное напряжение в спорте – это норма и надо быть к этому готовым. Но чтобы избежать дополнительных ненужных стрессов, необходимо обладать элементарной самодисциплиной.
Нельзя опаздывать на старт, поэтому собираться на соревнования надо заранее. Причем подойти к сбору амуниции нужно весьма серьезно, чтобы в итоге не приехать на соревнования без седла.
Перед стартом следует проанализировать опыт успешно решенных задач. Мысленное повторение деталей приводит к выводу: «Я решал сложные проблемы, решу и эту». Однако этот прием может подвести излишне самоуверенных, помешав как следует подготовиться к работе.
Затем стоит проанализировать не проигрышные ситуации, а собственные ошибки, их породившие, и, учтя происшедшие с тех пор перемены, попробовать оценить шансы на успех. Также не лишне мысленно пережить самые волнительные моменты и дойти до окончания соревнований.

Приметы

Отдельный вопрос психологической подготовки – вера в приметы. Большинство конников весьма суеверны. Это вполне объяснимо, ведь многое не зависит от самого спортсмена. Например, настроение лошади. Подсознательно любой конник боится, что в день старта его лошадь встанет не с той ноги. Поэтому готов соблюдать не только все меры предосторожности, но и бояться всевозможных плохих примет. Более всего распространена примета, что использование на старте новых вещей ведет к неудаче в выступлении. Она распространяется на все: и на амуницию лошади, и на экипировку всадника.
Поэтому стоит ли гнаться за модой? Если старый редингот Вам не только ближе к телу, но и добавляет уверенности, так и выступайте в нем.

ЧТО такое НЛП?

Практическое направление психологической подготовки спортсмена – использование нейролингвистического программирования (НЛП). Его преимущество над другими методами – однократность работы со спортсменом и спортсмена со своей психикой по какой-либо проблеме.
Человек – это биопрограмма. И нет ничего удивительного, что наш мозг можно «программировать» на определенном уровне. И то, что, в отличие от животных, мы мыслим словами, дает возможность с помощью лингвистики целенаправленно воздействовать на нейроны мозга.
НЛП в своих программах имеет много приемов, но мы рассмотрим более подробно лишь некоторые.
Один из приемов – ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ, когда спортсмена необходимо «накачивать» перед стартом осознанием важности и нужности предстоящих соревнований. В результате мозг определит информацию как значимую и даст команду мобилизовать силы организма, как на выживание.
Еще один из наиболее действенных – Метод «Якорей». Якорь в прямом смысле имеет некоторую функцию стабилизатора. Он способен удержать судно на месте там, где это просто необходимо. В психологии «якорь» – это стимул, вызывающий определенные ассоциации, положительные или отрицательные. Это может быть музыка, фотография, запах, одежда – все что угодно.
Марш Мендельсона у подавляющего большинства вызывает ассоциации со свадьбой, не так ли? А с точки зрения НЛП произошло простое связывание музыки и состояния. Произошла установка «якоря»: слышу ту музыку – погружаюсь в воспоминание о свадьбе. Запах мандаринов – Новый год. И так далее. Любой человек может сам себе создать позитивный «якорь», накладывая позитивные события на определенную музыку или даже запах.
Кстати, если попробовать в обычный будний день вытащить из шкафа соревновательный комплект экипировки, то почти наверняка возникнет непреодолимое желание соревноваться. А уж какие эмоции вызывает созерцание заслуженных медалей!

Комментарии специалиста –
психолога Татья
ны Мужицкой
Спорт – это наркотик, потому что человек запрограммирован на удовольствие и стремится испытывать его снова и снова. Положительные эмоции – мотив куда более мощный для стремлений «выше, быстрее, сильнее», чем боязнь поражения. Тот, кто боится проиграть, не получает положительных эмоций, а убегает от отрицательных. Именно на таких людей сильнее всего действуют стрессы.
Мотив «наказание за поражение» широко использовался одно время в нашей стране, и даже были кое-какие результаты. Но такая методика не дает длительного и стабильного результата. Поэтому главное в психологической подготовке спортсмена – создать позитивный образ спорта, научиться подкреплять и поддерживать его. ЗМ

Почему психологическая тренировка спортсмена — это важно?

Психологическая подготовка спортсмена, также известная как психологическая тренировка, в широком смысле, включает в себя различные методы и приемы. Они направлены на повышение или оптимизацию психологических навыков человека. Психологическая тренировка, как и физическая, необходима для улучшение результатов игры и увеличение достижений в спортивной области.

Что дает психологическая тренировка спортсмена

В настоящее время под психологической тренировкой чаще всего понимается набор психологических методов и упражнений (техник). Благодаря их систематическому и длительному применению спортсмен учится контролю над своим поведением и эмоциями. Он повышает уровень многих психологических особенностей. Таких как, например, концентрация внимания. К тому же, повышается психологическая устойчивость для противостояния стрессу.

Психологическая тренировка оказывает влияние и непосредственно на физические характеристики спортсмена. Такие тренировки могут развить точность движений, оптимальное или экономное расходование энергии и способность быстро расслабляться.

Психологическая тренировка развивает спортсмена всесторонне. И помимо очевидных преимуществ для развития физических параметров и характера описанных выше, она развивает его личность. Психологическая тренировка может улучшить внимание, улучшить восприятие и психомоторную координацию. В результате у спортсмена повышается самооценкаи, уверенность в себе и своих способностях.

Как проводится психологическая тренировка спортсмена

Основными элементами психологического тренинга являются также упражнения, которые позволяют влиять на состояние тела спортсмена. Это необходимо для овладения психорегуляторными техниками. Они также могкт быть чрезвычайно полезны при занятиях спортом.

Способы

В последние годы в процессе современных спортивных тренировок все больше внимания уделяется психике игроков и работе психологов в команде. Работа с психикой человека может быть чрезвычайно полезна для достижения больших и лучших результатов. В том числе для спортивных соревнований. Олимпийские тесты, проведенные в 1988 году Orlicek and Partington (1988), показали, что лучшие игроки связывают свои успехи со следующими элементами психологической тренировки:

  • ежедневные психологические тренировки,
  • точное определение и постановка тренировочных целей,
  • умение фокусировать внимание на упражнениях,
  • способность контролировать эмоции благодаря релаксационным тренировкам или другим подобным техникам,
  • имитационная тренировка, то есть введение элементов, имитирующих реальные соревнования.

Результаты показывают, насколько важна психологическая подготовка в современном спорте, когда различия в физической и технической подготовленности отдельных спортсменов стали невелики.

Это подтверждается данными исследований (Moran 1995) по использованию умственных тренировок в спорте. Они проводились среди тренеров, работающих с теннисистами. 90% тренеров считают психологическую подготовку в теннисе очень важным фактором, определяющим высокие спортивные достижения.

Психологические тренировки, также как техническая и физическая подготовка, имеют долгосрочный результат. Однако это сложный процесс, который требует от спортсмена полной отдачи и концентрации. Хотя спортсмен использует свое тело в качестве инструмента для достижения определенных спортивных целей, его ум, мышление, мотивация и потребности являются его движущей силой.

Методы

Психологические тренировки должны быть тесно связаны с обычными спортивными тренировками и следовать схожим принципам.

В психологических тренировках используются такие «средства» и «инструменты», как определенные мысли, внутренний диалог, память, воображение и восприятие как на уровне сознательных действий, так и с использованием подсознания.

В случае спорта такие тренировки должны привести не только к развитию умственных способностей, но также к улучшению движения и координации. То есть прежде всего, к усилению контроля над собственной физической активностью и действиями. Как следствие, это может отразиться на улучшении спортивных результатов.

Работа спортивных психологов должна во время таких тренировок должна быть в первую очередь направлена на:

  • Борьбу со стрессом.
  • Быстрое достижение состояния расслабления и наоборот, быстрой мобилизации и готовности к действиям.
  • Развитие уверенности в себе, с помощью внутренних диалогов и позитивных мыслей.
  • Повышение концентрации и способности фокусировать внимание.
  • Развитие способности к визуализации, например техника простого «наблюдения» за собой в состоянии повышенного контроля.
  • Ориентация на цель, повышение решимости и приверженности.

Каких результатов ждать от психологической тренировки спортсмена

Эффективность психологической тренировки во многом зависит от частоты ее использования. Для получения заметных результатов она должна проводиться постоянно и иметь не менее значимое место в плане тренировок, чем физические тренировки спортсменов.

Хорошо подготовленный игрок — это тот, кто может использовать свои навыки на самом высоком уровне даже в сложных ситуациях. Поэтому спортивные психологи особенно необходимы в соревновательных видах спорта. Однако в одиночном спорте, где также необходимо соответствовать определенным требованиям, что бывает трудно, работа психолога тоже будет полезной.

Психологические тренировки могут быть своего рода новшеством для некоторых. И поэтому некоторые тренера о сих пор подходят к ним с некоторой осторожностью. В то же время они признают, что именно психика может стать фактором, определяющим окончательный успех. Поэтому можно предположить, что в скором времени психологическая тренировка станет неотъемлемой частью всего тренировочного плана единицы в каждом виде спорта.

Добавить комментарий