Роль тренера в тренировочном процессе

Роль тренера в спортивной подготовке спортсмена

Тренер. Кто же он? Наставник, советчик, друг? Или всего лишь человек, который за определенную плату расскажет, как сидеть в седле и выполнять элементы?
Хотелось бы разобраться в чем заключается роль тренера и как эта роль связана с эффективностью тренировок, достижением результата.
Спортсмен, особенно юный, требует постоянной мотивации и эмоциональной поддержки. А это возможно только в том случае, если и сам наставник на 100% заинтересован в результате, а не в элементарном заработке. Тренер проводит с учеником большое количество времени и оказывает влияние на его поведение, эмоциональное состояние, веру в собственные силы и настрой. Именно поэтому так важно разобраться в психологии спортсмена, найти индивидуальный подход и общий язык. Ведь то что подходит одному, может совершенно не подойти другому.
Всегда необходим диалог. Тут следует заметить, не пререкания с тренером, а диалог. Важно уметь взаимодействовать на тренировке, уточнять если что-то не понятно, не стесняться предлагать свои варианты решения той или иной проблемы. Грамотный тренер всегда выслушает своего спортсмена, попробует донести информацию и повторит элементарное 20 раз,при этом контролируя свои эмоции и оставаясь абсолютно спокойным. Но для такого диалога и совместного поиска решений необходимо доверие. Если спортсмен боится тренера ( а это встречается сплошь и рядом) или наоборот не признает его авторитет, полноценных тренировок не будет.
В первом варианте появляется страх сделать что-то не так и это мешает тренировочному процессу, ведь мы работаем с животными к которым ищем подход и ошибок здесь не избежать. Ошибаются все. Даже именитые всадники и не менее именитые тренера. Но только настоящий профессионал умеет признавать свои ошибки. Когда тренировки выходят на более высокий уровень, чем начальная подготовка, тут не избежать ошибок причём с обеих сторон. Совместный поиск оптимального решения проблем- залог успешных тренировок.
Очень часто тренер срывается на крик и ругань . Это указывает на неумение донести информацию ученику под тем углом под которым её увидит именно этот спортсмен, по той или иной причине не воспринимающий её так, как видит наставник. Тренер- это всегда психолог. Я с большим уважением отношусь к тем профессионалам, которые садятся на лошадь своего ученика и показывают, что выполнить тот или иной элемент вполне реально, пытаются “сверху” разобраться почему же у его спортсмена возникли проблемы. Такой метод очень эффективен в работе с молодыми всадниками. Не только из-за поднятия собственного авторитета, но ещё и из-за возможности посмотреть на проблему глазами ученика.
Серьёзной преградой на пути к результату может стать непринятие авторитета тренера. Можно находиться в дружеских, доверительных отношениях со своим учеником, но на тренировках необходима субординация и непоколебимый авторитет, иначе начнутся пререкания, сомнения в эффективности предлагаемых упражнений и обиды. А ещё на определённом этапе у спортсмена включается кнопочка ” я и сам все знаю”. Спорить бесполезно. Наиболее разумный метод ‘выключения ” этой кнопочки – разрешить сделать учёнику, так как он это видит и при отсутствии результата вернуться к своему тренировочному плану. Как я уже говорила важен диалог, в нем рождается уважение.
Тренерам, которые достигли высот как всадники или продолжают выступать и показывать результаты в этом плане легче. Так как они на своём примере демонстрируют , что их методы эффективны и такой стиль тренировок приносит свои плоды.
Тем наставникам, которые по большей части теоретики сложнее удерживать авторитет, так как не садясь в седло очень сложно давать грамотные и эффективные советы. Для авторитета такого типа тренеров важную роль играют их спортсмены, уже достигшие результат, которые могут выступить примером для молодого всадника.
Тренер должен оставаться тем человеком к мастерству которого ты стремишься, тогда проблем с принятием авторитета не будет. Важна уверенность в том, что наставник поможет тебе достичь поставленных целей.
Другая сторона медали – это вера тренера в своего спортсмена. Она должна быть непоколебима. Ведь этой веры в период поражений должно хватить на двоих. Большинство спортсменов очень привязаны к своим наставникам и тонко чувствуют неискренность, сомнения или незаинтересованность. Это на психологическом уровне блокирует настрой на позитивный результат и часто приводит к разочарованию в своих силах или в своём учителе.
Поверьте, когда тренер буквально живёт твоими успехами, стремится к совершенствованию и безгранично верит в тебя, когда ты знаешь, что для него ты всегда лучший, то эмоциональный подъем, нацеленность на победу и вера в собственные силы буквально сносят все, что стоит на твоём пути к пьедесталу.
Конечно, появляется огромный страх разочаровать, не оправдать доверие, но это тоже мотивирует, ты не позволяешь себе даже мысли о поражении.

Психологи выделяют положительные и отрицательные типы тренеров, определив тип часто можно судить и о эффективности тренировочного процесса.
К положительным типам относятся:
– “поддерживающий” – всегда рядом со спортсменом, готов поддерживать морально в трудных ситуациях ( даже не связанных со спортом), предостерегает от возможных ошибок и мотивирует на будущие успехи;
– “Хладнокровный” – сохраняет спокойствие в напряженных ситуациях и принимает в них верное решение, всегда является примером самообладания, критические замечания высказывает с глазу на глаз и может успокоить спортсмена;
– “Психолог” – может подвести спортсмена к соревнованиям с оптимальным уровнем возбуждения, успешно корректирует эмоциональное состояние ученика после поражения, может превратить страх в преимущество, тонко чувствует настрой спортсмена на соревнованиях;
– “Оратор” – удачно пользуется словом, настраивает ученика на более активную работу без лишнего давления.
К отрицательным типам относятся:
– “Оскорбляющий” – тип тренеров, который больше всего не любят. Позволяющий себе переходить на личности и оскорблять ученика;
– “Крикун” – считающий, что от громкости напрямую зависит восприятие информации спортсменом;
– “Мститель” – внушающий спортсмену, что тот его позорит, портит его репутацию. Такой тип готов мстить спортсмену за недостаточное старание на тренировках;
– “Профессор” – научно настраивающий себя и своего спортсмена с помощью сверхсложных установок и планов на соревнования.
Профессиональному тренеру всегда необходимо помнить, что в процессе спортивного совершенствования своего ученика он выступает в разных ролях:
На ранних этапах спортивной деятельности, когда есть необходимость общения с родителями ученика, это роль тренера-опекуна, которому доверили своё чадо.
В роли наставника ( “тренер-старший брат”) на более поздних этапах спортивной деятельности, когда ещё продолжается становление личности спортсмена, тренер становится старшим товарищем, другом.
На этапах высшего спортивного мастерства возникает необходимость тонкого руководства с целью выбора наиболее оптимальных путей подготовки к соревнованиям и целевых установок, именно тогда всаднику необходим руководитель ( “тренер-учитель”).
Важно уделять должное внимание психологической подготовке спортсмена. И не только в стартовый период, но и в тренировочном процессе в целом. Некоторые тренера нередко объясняют неудачное выступление эмоциональной неустойчивостью и нехваткой мотивации, подчёркивая, что данные проблемы вне их компетенции. Мол, психологической подготовкой должны заниматься родители и психологи. Но именно поддержка и работа тренера является важнейшим составляющим правильного настроя спортсмена, ведь он профессионал в этой области и авторитет для ученика.
Олимпийская чемпионка по выездке Изабель Верт сказала: ” Для любого необходима регулярная работа с тренером. Только тренер увидит все недочеты в вашей работе, укажет на них.” Всегда нужно помнить о важности роли тренера на пути к медалям. Это как пирамидка: всадник-лошадь-тренер и если хотя бы одна из составляющих будет отсутствовать или перестанет выполнять свою функцию, то конструкция не будет завершённой.
Но ведь многие опытные всадники тренируются без тренеров. Да, на определённом уровне ( очень и очень высоком) , тренер выступает скорее в роли консультанта и советчика. Он может и не стоять со своим учеником в манеже каждую тренировку, но все ровно время от времени смотрит со стороны и подсказывает. “Свежий” взгляд необходим даже лучшим всадникам мира, ведь “сверху” все чувствуется совсем иначе.
Закончить хотелось на том, что иногда связь спортсмена и тренера настолько сильная, что кажется будто слышишь мысли наставника во время выступления. Эти моменты бесценны. В такие минуты понимаешь, что ты представляешь ваше общее дело на арене, а он как серый кардинал всегда остаётся в тени побед, но эти общие победы дарят ему столько гордости и счастья, что не сравнятся даже с собственными.
Не забывайте говорить спасибо тем, кто каждый день помогает, наставляет, мотивирует и поддерживает вас на пути к успеху. Такие тренера любят учеников, как своих детей и готовы сделать все, чтобы они достигли своей цели.

О ТРЕНЗЕЛЯХ

О ТРЕНЗЕЛЯХ Трензеля используются всадниками для обеспечения контроля над лошадью. “Железо” эволюционировало от простого кожаного ремешка до того разнообразия.

ПОКУПКА ЛОШАДИ

Покупка лошади это всегда волнующее и важное событие, следственно к нему надо быть готовым и знать все особенности, аспекты.

O ПОЛОЖЕНИИ ГОЛОВЫ

O ПОЛОЖЕНИИ ГОЛОВЫ. Положение головы – это очень важная составляющая правильной посадки всадника. Откорректировав и сбалансировав голову, вы улучшите.

СТАВИМ ЛОШАДЬ В ПОВОД. ЧАСТЬ I

СТАВИМ ЛОШАДЬ В ПОВОД Часть 1 “Методика Jane Savoie” Поставить лошадь в повод считается чуть ли не основной задачей.

ОСНОВЫ КОРМЛЕНИЯ ЛОШАДЕЙ

ОСНОВЫ КОРМЛЕНИЯ ЛОШАДЕЙ Сегодня мы имеем возможность составить для нашей лошади рацион, выбрав из сена, зерна и добавок различных.

КОНТРОЛЬ НАПРАВЛЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕРЕХОДОВ ПРИ РАБОТЕ СО СВОБОДНОЙ ЛОШАДЬЮ

Когда вы научились контролировать аллюры, можно переходить к изменению направления движения. Сначала нужно хорошо усвоить повороты на шагу. Поворот.

ЧЕМ ОПАСНЫ СКВОЗНЯКИ НА КОНЮШНЕ: ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ В ХОЛОДНЫЙ ПЕРИОД

Лошадь не столько боится холода, сколько сквозняков. Многие точно слышали это утверждение. Какие же оптимальные условия для содержания лошади.

РАБОТА С ПУГЛИВЫМИ… ВСАДНИКАМИ

В своей предыдущей статье я писала о работе с пугливыми лошадьми. Весьма логично от некоторых читателей сайта последовал вопрос.

Основы тренерского мастерства (А. М. Якимов, 2015)

2-е издание книги, вышедшей в 2003 году. Тогда это стало первым методическим изданием, в котором излагались основные аспекты тренерского мастерства с анализом многих актуальных проблем: как завоевать тренерский авторитет; спортсмен – цель или средство; профессиональные и воспитательные аспекты работы тренера. Приводимые в книге рекомендации универсальны для всех видов спорта и ориентированы как на начинающих, так и на опытных тренеров.

Оглавление

  • Предисловие
  • Тренер: составляющие профессии
  • Профессиональные знания тренера
  • Воспитательная роль тренера
  • О творчестве тренера
  • О культуре наставника
  • Артистизм в тренерской профессиии

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы тренерского мастерства (А. М. Якимов, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Воспитательная роль тренера

Учить, не воспитывая, невозможно. Поэтому все проблемы воспитания спортсменов всегда должны быть в поле зрения тренера. Интересно мнение об этом известного тренера по спортивной гимнастике из Владимира. Н. Толкачева. Он говорил: «Личность тренера – краеугольный камень воспитания. Все, что осуществляется в процессе воспитательной работы: формирование взглядов, убеждений, идеалов, мировоззрения, интересов, увлечений – все, как в фокусе, сходится в личности наставника. Ребенок, если вы хотите знать, подлинный источник его непостижимого трудолюбия, в спорте живет единственно верой в тренера. Чтобы ребенок стал воспитуемым, то есть слышал тренера и был готов вступить в мир высоких идей, нужно дарить ребенку радость, счастье, потому что несчастный ребенок нравственной красоты постичь не может – ни умом, ни сердцем. Нужно сделать сердце ребенка отзывчивым, тревожным, хрупким, потому что подлинная душевная стойкость, мужество, верность принципам немыслимы именно без тонкости и хрупкости».

Тренер, который не на словах, а на деле занимается воспитательным процессом, должен обратить внимание на следующие обстоятельства.

Воспитание – процесс социальный. Спортсмена воспитывает все: вещи, явления, но, прежде всего, и больше всего окружающие его люди – друзья, родители, тренер.

Каждый наставник, даже самый талантливый, проходит долгий путь проб и ошибок, пока станет настоящим воспитателем: обретет методику работы с группой спортсменов и с каждым отдельным спортсменом.

Пожалуй, ни в какой другой работе не страшен застой так, как в воспитании. Чтобы его избежать, необходимо обновлять методы воспитания, учитывать, что каждое новое поколение спортсменов, которое приходит к тренеру, имеет свои особенности.

Опыт показывает, что нормальная жизнь группы спортсменов многое может противопоставить «перестройкам» – поднять ценности таких понятий и чувств, как доброта, внимание друг к другу, благодарность. Заставить спортсменов своевременно задуматься над этими вопросами – прямая обязанность наставника.

Проводя в жизнь свои тренерские замыслы, по-настоящему воспитывая спортсменов, наставники прежде всего заботятся о создании дружного коллектива. Разумеется, тренер вовсе не обязан подыскивать каждому воспитаннику друга. Важно создать в коллективе такую обстановку, такой микроклимат доверия, при котором каждый может свободно высказать вслух свои мысли и суждения, не опасаясь оказаться неверно понятым всегда уверен в том, что к его планам и мечтам тренер отнесется с пониманием.

Успех в тренерской работе возможен только в одном случае: если между наставником и спортсменом существует понимание, или как говорят психологи, духовный контакт. А духовный контакт прежде всего предполагает интерес тренера и воспитанника друг к другу, доверие, дружбу.

Есть у каждой профессии свой статус и свои «нельзя» в сфере нравственности. Нельзя быть корыстным, трусливым, слабым. Нельзя оставаться робким, если приходится защищать своих воспитанников. Но что «можно», а что «должно»? Думаю, «должно» в наше время не только остро ставить вопросы о том, каким быть тренеру, но и создавать все условия для того, чтобы наставник был интеллигентным человеком, чтобы мог развивать собственный тренерский талант или работать над совершенствованием тренерского мастерства и как можно меньше Заниматься организационными и хозяйственными проблемами.

Тренер должен (хотя бы в какой-то мере) стремиться вложить в спортсмена хорошие стороны свой личности. Опасно, когда наставник – хороший исполнитель методических требований – мелочен, эгоистичен, бездуховен. Все это, так или иначе, отразится (может, и не сразу) в его воспитанниках.

Внимательный и чуткий наставник может не фиксировать реакции спортсменов и коллег на свои поступки, не подделываться под чужое мнение. Лишь тот наставник приближается к идеалу, кто научился критически смотреть на себя со стороны, сообразуясь с общественными требованиями, с ожиданиями своих воспитанников.

Объективность знаний тренера о себе зависит от его самокритичности. К. С. Станиславский писал: «Меня одни хвалили, другие (их было больше) бранили. Но… я сужу о себе не по отзывам прессы и зрителей, а по собственному ощущению и разумению. Для себя самого я жестоко провалился в роли Сальери. Но я не променяю этого провала ни на какие успехи и лавры: так много важного принесла мне моя неудача». Этот урок подойдет каждому тренеру.

Вспомните слова народной мудрости: «Доброе слово лечит, а злое калечит». Старайтесь быть добрым, приветливым человеком со спортсменами, даже при временных огорчениях, которые они могут доставлять вам. Бывает – за ваши же промахи.

Старайтесь даже при самых неприятных ситуациях (а в тренерской практике их бывает достаточно) оставаться самим собой. Если вы искренне разозлитесь, если вы, как говорят в народе, выйдете из себя, воспитанники поймут и простят. А вот притворства ни в гневе, ни в радости они не прощают и всякую фальшь чувствуют за версту.

Читайте также:  10 правил поведения в тренажёрном зале

Отметим что тренеру не следует даже думать, что создание дружного коллектива – это плоды его личности. Если он так считает, то принижает вклад в это и спортсменов и других людей. Может иногда такое кое-кто и признает, но не надолго.

Мы говорим: «Рыбак рыбака видит издалека». А спортсмен спортсмена разве не видит? Вот тренеру и надо со всем педагогическим тактом сокращать разобщение между ними. Будет короче дистанция – они лучше познают друг друга.

Тренер может сердиться на учеников, но он не должен быть обидчивым, злопамятным, обижать своих спортсменов. «Просто как мать не может надолго обидится на своих детей, если, конечно, их поступки не ведут за собой тяжелых последствий, так и я никогда не обижался на них», – пишет заслуженный тренер СССР В. Лонский в своей книге «Что вам рассказать про высоту?». Воспитывайте уважение спортсменов друг к другу через собственный стиль отношений к ним.

Я часто спрашивал у многих своих учеников разных возрастов: «каким должен быть тренер, которому захотелось бы подражать?». Юные спортсмены в подавляющем большинстве говорили: «добрым и красивым». Юноши постарше – «справедливым», уже взрослые спортсмены – «справедливым, добрым и умным». Воспитанники хотят иметь доброго, красивого, умного, справедливого тренера. А есть ли какое-нибудь одно, самое важное качество тренера, без которого ему не обойтись? Есть. На мой взгляд, это доброта.

Сейчас многие тренеры сетуют на то, что спортсмены очень перегружены. Не знаю, как другие, а я голосую за перегруженных учеников. За спортсменов, которым некогда вздохнуть, за учеников, у которых каждая минута расписана. Тренировки, уроки, дела по дому, встреча с друзьями и т. д. – если так, можно быть за них спокойными, они всегда сумеют занять себя, найти интересное дело, друзей.

Нередко тренер бывает неудовлетворен работой с группой. И если он ищет причину в своих воспитанниках, то он ищет себе оправдание не там, где надо. Очевидно тренер забыл свои обязанности искать одаренных спортсменов, разрабатывать для них программы тренировок и доказывать на практике, за что он получает заработную плату. Естественно, наше дело не обходится без трудностей, но не следует искать причины на стороне.

Спортсмены слушают радио, они смотрят телевизор, многие читают газеты и журналы; они хотят знать, что происходит вокруг. И когда тренер повторяет сведения языком радио, с интонациями телекомментатора, спортсмены реагируют с иронией. Им важны не факты, а комментарии к ним, и тренер должен найти свои слова, простые и доступные даже воспитанникам, даже если им еще мало лет.

Нередко тренеры считают, что найти нужный контакт со спортсменами им не позволяет характер, замкнутость. Может, они и правы, но не всегда. Если принято решение работать тренером, то ради этого надо научиться приспосабливать свой характер к общению с коллективом. Поэтому рассуждения о плохом характере и о «таковой натуре», можно отнести к разряду недальновидных.

Трудно и неорганизованному тренеру заставить своих учеников тренироваться прилежно и напряженно. Если он не приходит вовремя на тренировки или, дав задание, тут же исчезает или болтает с друзьями в сторонке, вряд ли воспитанники со старанием будут выполнять тренировочную программу, предложенную им. Как можно чаще тренер должен заботиться о том, чтобы тренировочные занятия доставляли радость и удовлетворение спортсменам.

Однако спортсменов надо учить мыслить Самостоятельно, предоставляя им некоторую свободу действий. Даже если путь, предлагаемый учениками, ошибочен, желательно пойти им навстречу, позволить проверить собственное мнение. В случае неудачи, в дальнейшем они будут внимательнее прислушиваться к советам тренера, если же предложение окажется удачным (и это не исключено), ученики будут испытывать чувство признательности тренеру зато, что он дал им возможность испытать свои силы, а это лишь укрепит их уверенность в себе.

Одно время братьев Г. и С. Знаменских тренировал один из грамотнейших тренеров своего времени В. М. Стеблев. Узнав. что ученики систематически увеличивают предлагаемые им нагрузки, он вначале возмутился, а выслушав возражение, отступил: «А может, вы и правы». Тренер поддержал спортсменов и способствовал росту их мастерства. Запретительная реакция тренера в подобных случаях ведет к снижению чувства собственного достоинства спортсменов.

Собранность, четкость, целеустремленность – вот качества, которые должны быть определяющими в отношениях тренера с группой.

Тренер воздействует на своих воспитанников манерой говорить, умением держать себя, одеваться, спорить, шутить. И одежда, или прическа имеют значение. Когда один из наших тренеров приехал в «Ювентус», ему деликатно намекнули, что необходимо подстричься, а потом сказали, что туринский клуб не настолько беден, чтобы позволять своим футболистам появляться в общественных местах в джинсах. Тщательно, насколько известно, следят за одеждой своих игроков тренеры и руководители клубов НХЛ и НБА, причем тренеры всегда являют собой пример аккуратности и порядка. Видимо, не надо тренеру быть наивным в этом и не надо думать, а точнее делать вид, будто существующие у тренера отрицательные черты не оказывают антивоспитательного воздействия. Приведу такой пример. Девочка приходила с тренировки по художественной гимнастике и очень любила играть со своими куклами. Общение с куклами было ласковым, добрым и шутливым. А потом родители вдруг услышали такие слова из уст своей дочки: «жирные коровы», «толстуха». Этими и другими словами дочка распекала своих любимых кукол! Выяснилось, что в спортшколе сменился тренер.

Тренеры – разные люди, и стили их работы могут быть совершенно различными. Каждый тренер должен выбрать определенную манеру поведения, наиболее соответствующую его характеру. Не надо тренеру пытаться прок; лить занятия по образцу другого тренера, не схожего с ним по темпераменту, – он не добьется успеха.

Если же тренер по каким-то причинам утратил способность удивляться и радоваться, он как наставник человек конченный, никакие методики не помогут.

Выдающийся отечественный тренер В. И. Алексеев писал: «На занятиях на учебно-тренировочных сборах, в быту я стараюсь держать себя так, чтобы быть хорошим примером для спортсменов. Если я не пью, не курю, строго придерживаюсь спортивного режима, в общении вежлив, предусмотрителен, серьезно отношусь к своей личной тренировке и к спортивным занятиям, то спортсменам неудобно бывает опоздать на тренировку, к обеду или в общежитие, неудобно грубить и т. д. Потом они постепенно привыкают к порядку и не только сами не нарушают дисциплину, но и удерживают от нарушений других». Остановимся на двух, на мой взгляд, самых доступных методах в воспитании спортсменов: поощрении и наказании.

Поощрение – это благожелательный отзыв тренера о трудолюбии, дисциплинированности спортсмена, похвала за отличное выполнение тренировочного или какого-то другого задания. Надо всегда помнить, что, проявляя доброту к спортсмену, тренер добьется лучшего отношения ученика к делу. Данного принципа всегда придерживался в своей работе со спортсменами заслуженный тренер СССР А. С. Карселян: «Если ты хочешь стимулировать прогресс ребенка в любом деле, не только в спорте, нужно чаще хвалить его, чем ругать. Это помогает новичку полнее раскрыть свои возможности, создает благоприятный эмоциональный фон на спортивных занятиях. Даже если нужно сделать замечание, например, по технике выполнения прыжка или исправить ошибку в упражнении, следует сначала отметить, что сделано хорошо, а потом уже поправить то, что не получилось. Так я делал всегда».

Другой пример на эту же тему. Заслуженный тренер СССР М. Мидлер пишет: «Всегда отношусь к ученику, как бы это выразиться, «со знаком плюс». Никогда не акцентирую внимание на его недостатках. Хотя работа по их исправлению ведется, но ведется подспудно. Аркадьев учил: если фехтовальщик исполняет какие-то приемы на «пять», а какие-то на «двойку», никогда не пытайтесь исправить эту «двойку» на более благополучную «троечку». Сделать это в принципе можно, но это будет в ущерб «пятерке». И в итоге получается из яркого самобытного мастера простой середняк».

Желательно, а это доступно в наши дни, чтобы достойные успехи ученика были отмечены в печати, по местному радио или телевидению. Конечно, степень поощрения должна соответствовать заслугам. Так, квалифицированный спортсмен, относившийся небрежно к тренировкам, может при отсутствии сильных конкурентов выиграть первое место, показав результат даже ниже своих возможностей. Он будет награжден, но при подведении итогов соревнований не следует особо хвалить его, ставить в пример. Наоборот, полезно подчеркнуть, что он мог бы достичь более высокого результата, если бы серьезнее относился к тренировке. Если же юный спортсмен, серьезно и добросовестно тренировавшийся и показавший в соревнованиях личный рекорд, и не попал в число призеров, его следует отметить, похвалить на собрании команды.

Еще внимательнее надо подходить к определению метода взыскания, учитывая и тяжесть поступка, и причины, вызвавшие его. В одних случаях можно ограничиться выражением недовольства, высказанного лично виновному, в другом – сделать замечание перед строем группы, в третьем – обсудить на собран и и. Высшей мерой наказания становиться исключение из коллектива.

Определяя меры взыскания и поощрения, тренер должен быть требовательным и справедливым. Него не должно быть «любимчиков» и «пасынков». Ровное, беспристрастное отношение к ученикам, одинаковая требовательность к ним, независимо от спортивных успехов – вот путь к завоеванию уважения воспитанников и непременное условие создания дружного и сплоченного коллектива.

Сегодня как некогда время требует внимания к личности спортсмена. Суть не в том, чтобы передать какую-то сумму сведений о тренировке, а в том, чтобы сформировать характер, стремления, развить способности.

Тренер – воспитатель, как утверждает известный наставник А. Бондарчук, должен помнить, что он морально ответствен и за будущее своего ученика. Надо предвидеть, кем станет спортсмен после окончания спортивной деятельности. Необходимо помочь ему выбрать твердую дорогу жизни. Кстати, ясная перспектива на будущее поможет и увереннее соревноваться, и с большей отдачей работать на тренировках.

Доброта и милосердие нужны любому человеку, но наставником без них быть не возможно. Тренер просто обязан любить воспитанников, жить для них; без этого его работа не имеет смысла. Да еще надо всегда помнить о том, что его обязанность – воспитать человека в полном понимании смысла этого слова. Великий Л. Н. Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу, к ученикам, он совершенный учитель». Эти слова в полной мере можно отнести к тренерской профессии. Счастливая судьба у того наставника, который понимает своих спортсменов и которого понимают его воспитанники. Слово и чувство такого тренера отзываются в них даже тогда, когда они заканчивают занятия спортом и реже общаются с ним. Это автор прочувствовал, когда мои воспитанники, которым уже далеко за сорок, стали ежегодно встречаться на миле «Михалыча» в Мосспортакадемии в Малаховке.

Оглавление

  • Предисловие
  • Тренер: составляющие профессии
  • Профессиональные знания тренера
  • Воспитательная роль тренера
  • О творчестве тренера
  • О культуре наставника
  • Артистизм в тренерской профессиии

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы тренерского мастерства (А. М. Якимов, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2014

РОЛЬ ТРЕНЕРА В ЖИЗНИ СПОРТСМЕНА

Труд тренера – это труд педагога. Обучая игроков, тренер стремится передать им свои знания и опыт. Хороший тренер должен уметь максимально раскрыть способности игроков. Он должен быть знаком с психологией игроков и, делая их членами команды, научить подчинять свои интересы интересам всей команды. Утверждение «как живет, так и обучает» всегда принимается во внимание при взгляде на работу тренера[1].

Успех спортивной команды во многом обусловлен стилем руководства со стороны тренера. Широта взглядов, уровень знаний, навыков, умений, авторитет, любовь к своему виду спорта и воспитание настойчивости, умение сплотить дружный коллектив, разобраться в психологии спортсмена, решительность, требовательность, самокритичность, принципиальность – вот неполный перечень качеств, какими должен обладать тренер.

Большое значение для эффективности спортивной тренировки имеет ее правильное управление. Научно обоснованное управление невозможно осуществить только посредством анализа планов подготовки ведущих спортсменов, копированием их «секретов» без коррекции в соответствии с приспособлением к индивидуальным особенностям конкретного спортсмена.

Сложность управления в спортивной тренировке заключается в том, что нет возможности непосредственно управлять изменением спортивных результатов. Фактически тренер управляет лишь действиями (или, иначе говоря, поведением) спортсмена: он задает ему определенную программу упражнений (тренировочную нагрузку) и добивается ее правильного выполнения, в частности, правильной техники выполнения движений.

Очень важно, чтобы тренер, наряду со своими специальными знаниями и способностями, был хорошо эрудирован в вопросах психологии личности и спортивной деятельности. Степень эффективности руководства тренера зависит от умения оценить особенности психических состояний каждого спортсмена при его взаимодействии с партнером и противником, умения своевременно и правильно устранить причины, ведущие к неудачам или конфликтам.

Успешность коллективной деятельности спортивной команды во многом зависит как от характера сложившихся взаимоотношений между тренером и членами коллектива, так и от стиля и формы его руководства. Дисциплина в спортивной команде является одной из составляющей победы. Тренер обязан установить в команде определенные правила и требовать их выполнения. Дисциплинарные меры каждый тренер устанавливает согласно свойствам своего характера, но спортсмены должны знать правила поведения и ожидать твердых мер, направленных на их укрепление[1].

Большое значение в работе тренера имеет сдержанность во внешнем проявлении собственных эмоциональных состояний и переживаний. Во время соревнований спортсмен особенно восприимчив ко всем внешним влиянием, и вид удрученного тренера способен вызывать совсем нежелательные реакции членов команды, участников состязаний и др. Всем своим внешним видом, формами обращения со спортсменами тренер должен поддерживать их уверенность в своих силах и волю к победе. Это важное требование предполагает наличие у тренера способности управлять своими собственными эмоциональными состояниями в целях оказания должного психологического воздействия на спортивный коллектив.

Подводя итоги, можно сказать, что выбор тренера – это один из важнейших вопросов при построении спортивной карьеры. Успех тренерской работы в значительной степени зависит от того, как строит он свои отношения со спортсменами и командой и как преподносит свои знания. Понятие «тренер» для спортсмена должно быть созвучно с понятиями «друг», «наставник», «учитель». Для спортсмена тренер – образец для подражания, авторитет, человек – личность. Тренер мотивирует спортсмена на достижение целей в жизни, спорте. А по достижении поставленной цели, ставит новую цель.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Чернышева, И.В. Педагогическая составляющая личности тренера как одно из основных условий успешного формирования спортсменов / Чернышева И.В., Шлемова М.В., Татарников М.К. // Современные наукоёмкие технологии. – 2010. – № 4.

–>Школа реального айкидо –>

–> –>Категории раздела –>

–> –>Статистика –>

Каталог статей

Роль тренера в спортивном коллективе

Успех спортивной команды во многом обусловлен стилем руководства со стороны тренера. Широта взглядов, уровень знаний, навыков, умений, авторитет, любовь к своему виду спорта и воспитание настойчивости, умение сплотить дружный коллектив, разобраться в психологии спортсмена, решительность, требовательность, самокритичность, принципиальность – вот неполный перечень качеств, какими должен обладать тренер-педагог.

Читайте также:  Скачать книгу "Основы и нюансы пауэрлифтинга"

Авторитет тренера неотделим от всей его деятельности, знаний теории и практики спорта, высокой требовательности и т.п. Полноценные взаимоотношения между тренером и командой строятся на обоюдном уважении, доверии и дружбе. При решении всех вопросов, касающихся команды и ее членов, между тренером и спортсменами необходим тесный контакт. Однако при окончательном решении той или иной проблемы основная роль принадлежит тренеру. Хороший тренер всегда требователен и принципиален в первую очередь к самому себе, самокритично относится ко всей своей работе. Он должен быть новатором, уметь видеть все передовое в методике, тактике, чтобы не копировать, а творчески применять их в работе.

Выбор тренера – один из очень важных вопросов в создании дружного, сплоченного спортивного коллектива.

При решении этого вопроса большую роль играют организаторские способности дружного, сплоченного спортивного коллектива. При решении этого вопроса большую роль играют организаторские способности тренера.

Человек, не обладающий ими, даже если он большой знаток своего дела, не сможет стать тренером.

Особенно важно, чтобы тренер наряду со своими специальными знаниями и способностями был хорошо эрудирован в вопросах психологии личности и спортивной деятельности, обладал бы не только теоретическими знаниями в этой важной для его профессии области, но и умел вникать в психологию руководимых им спортсменов, всего спортивного коллектива. Степень эффективности руководства тренера зависит от умения оценить особенности психических состояний каждого спортсмена при его взаимодействии с партнером и противником, умения своевременно и правильно устранить причины, ведущие к неудачам или конфликтам.

Успешность коллективной деятельности спортивной команды во многом зависит как от характера сложившихся взаимоотношений между тренером и членами коллектива, так и от стиля и формы его руководства. Необходимым условием эффективности спортивной деятельности, высокой сплочённости команды является демократический тип управления и организации со стороны тренера. Авторитарное управление командой, когда вопросы выбора стратегии и тактики командных действий, организационные и методические опросы решаются без учета мнения команды, не только не обеспечивает сплоченности спортивного коллектива, но и приводит к худшей спортивной результативности.

Большое значение в работе тренера имеет сдержанность во внешнем проявлении собственных эмоциональных, состояний и переживании астенического характера. Во время соревнований спортсмен особенно восприимчив ко всем внешним влиянием, и вид удрученного тренера способен вызывать совсем нежелательные реакции членов команды,участников состязаний и др.

Всем своим внешним видом, формами обращения со спортсменами тренер должен поддерживать их уверенность в своих силах и волю к победе. Это важное требование предполагает наличие у тренера способности управлять своими собственными эмоциональными состояниями в целях оказания должного психологического воздействия на спортивный коллектив.

Авторитарность – демократичность тренера

Наблюдаемые авторитарные тенденции у тренеров были подтверждены данными довольно поверхностных и несистематических исследований. Но данные имеющихся исследований подтверждают авторитарность тренеров по сравнению с представителями других профессий. Существует несколько причин, дающих объяснение тому, что большинство тренеров авторитарны в своей деятельности.

  1. Особенность восприятия тренером своей роли основана на авторитете и поведении, отражающем авторитарность.
  2. Высокая потребность управлять действиями других была причиной тому, что они выбрали спортивную деятельность для удовлетворения этой потребности.
  3. Лидерство и руководство в стрессовых ситуациях, характерные для спортивной деятельности, требуют, по-видимому, достаточно жесткого контроля за поведением спортсменов как в командных, так и в индивидуальных видах спорта.
  4. Некоторые спортсмены, привыкшие подчиняться авторитету, ожидают от тренера доминирующего поведения. Поэтому тренеры нередко ведут себя именно так, чтобы удовлетворить потребности спортсменов.

Можно отметить следующие преимущества доминирующего поведения тренера:

  1. Неуверенный в себе спортсмен будет чувствовать себя увереннее и спокойнее в стрессовых ситуациях.
  2. Агрессивность, вызванная авторитарностью, направлена не на тренера, а на борьбу с соперниками или способствует более активным действиям спортсмена (например, быстрее бежит, дальше метает).
  3. Авторитарное поведение тренера может действительно соответствовать потребностям спортсмена, и в этом случае он выступит лучше обычного.

Однако среди тренеров, добившихся успеха, встречаются и демократичные по стилю поведения. Они добиваются успеха по следующим причинам.

  1. Менее авторитарный тренер более доступен спортсменам. Его воспитанники свободно чувствуют себя с ним и охотнее общаются. Поэтому тренер сможет лучше знать об их опасениях, проблемах и возможных разочарованиях и тем самым предотвратить раскол в команде.
  2. Спортсмены имеют возможность проявлять инициативу и самостоятельность, достичь определенной независимости в стрессовых ситуациях.
  3. Если тренеру удается передать часть ответственности за принимаемые решения спортсменам, и они начинают чувствовать свой авторитет, то это способствует формированию у них более эмоционально зрелого поведения.
  4. Спортсмены, действия которых чрезмерно не ограничивает авторитарный тренер, могут принимать более гибкие тактичные решения.
  5. Более гибкий тренер, в отличие от авторитарного, не примет авторитарных претензий и заявлений со стороны других.
  6. Авторитарного тренера отличает большая нетерпеливость и фанатизм. Более гибкий тренер готов принять других людей такими, какие они на самом деле, оценить их положительные и отрицательные стороны, уважать свое и чужое мнение.

Психологи, занимающиеся проблемами управления в области промышленности и преподавания, предложили несколько методов сочетания авторитарного и демократического поведения со стороны руководителя. Они рекомендуют более гибкий подход в ситуациях, требующих взаимодействия группы и лидера. Преподаватель в спорте, по мнению М. Мосстона, должен начинать с авторитарного подхода – «делай, как тебе говорят». Когда ученики освоят и примут эту модель, ответственность за приятие некоторых решений может быть возложена на них.

Мосстон рекомендует предоставить право ученикам решать вопросы, связанные с заданием, – когда начать тренировку, сколько времени тренироваться, на каких снарядах и т.д. Он считает, что в этом случае школьники более активны на уроках физической культуры, чем когда эти указания даются учителем. Если воспитанники успешно справляются с этим, то Мосстон рекомендует для оценки выполненного упражнения привлекать самих учащихся. Для этого он предлагает разбить учеников на пары, а затем распределить по группам с тем, чтобы они могли видеть друг друга и оценивать качество выполнения упражнений.

Далее Мосстон предлагает разрешить ученикам самим составлять индивидуальный план тренировок с учетом их возможностей. Таким образом, ученику можно предложить составить программу для развития силы и выносливости.

И, наконец, Мосстон рекомендует подвести спортсмена к этапу, который он называет «управляемым самопознанием», – метод Сократа, при котором ученик путем ответа на вопросы открывает для себя принципы и основы, способствующие совершенствованию мастерства. В качестве примера подобного самопознания Мосстон приводит описание групповой дискуссии баскетболистов, в которой они «открыли» для себя тактику быстрого прорыва.

Сравнительные исследования авторитарного и демократического подхода в физическом воспитании показывают, что хотя в первом случае навыки будут осваиваться быстрее, однако при более активном участии спортсмена в педагогическом процессе он лучше будет понимать, почему применяется та или иная тактика, и действия его будут более гибкими.

Личность идеального тренера

В конце 60-х годов в Англии была предпринята попытка изучить личность идеального тренера, работающего с пловцами. С помощью 16 PF теста испытуемым предлагалась построить профиль личности тренера, который обладал бы самыми желательными для них личностными чертами. Когда результаты опроса спортсменов и тренеров сравнили между собой, то они оказались очень схожими по таким чертам личности, как общительность, эмоциональная устойчивость, а также доминирование, реалистичность, неуверенность, напряженность, воображение и др. Таким образом, оценки личности идеального тренера у спортсменов и у тренеров совпали. По их мнению, это должен быть открытый, общительный и эмоционально устойчивый человек, способный, когда это нужно, управлять спортсменом и контролировать соревновательную ситуацию. Более того, у такого тренера должен быть достаточно высокий интеллект, развиты чувство реальности, практичность и уверенность в себе. Одновременно это должен быть человек, склонный к новаторству, предприимчивый, самостоятельный, предпочитающий сам принимать ответственные решения. Спортсмены считали, что тренер должен быть человеком, на которого можно положиться в сложных соревновательных ситуациях и который (по мнению самих тренеров) может организовать и контролировать деятельность спортсменов.

Однако Хендри обнаружил интересные различия при сравнении действительных личностных профилей высококвалифицированных тренеров по плаванию с идеальными профилями, построенными по их собственным представлениям и представлениям их воспитанников. Совпадения между реальными и построенными профилями были незначительными. Стало очевидным, что самооценки тренеров и их представления об идеальном тренере различались достаточно существенно.

Только по двум факторам – доминирование и готовность принять новое – не было обнаружено достоверных различий. По другим качествам между идеальной ролью, которую тренеры, по их собственному представлению, должны играть, и действительными личностными особенностями были выявлены существенные различия.

В другом исследовании Хендри обнаружил, что такая же тенденция была присуща и пловцам. Следовательно, можно предложить, что в данном случае желаемое расходится с действительностью. Хотя тренеры и спортсмены знают, что в жизни тренеры по своим эмоциональным и интеллектуальным качествам не являются образцами, все же и те и другие предъявляют к ним высокие требования.

Продолжая свое исследование, Хендри задался целью выяснить, какую роль играют определенные и уникальные черты личности или их совокупность. С помощью теста Кэттелла были обследованы две группы тренеров – «успешных» и «неуспешных». Различий в их личностных особенностях обнаружить не удалось. Однако, поскольку тестирование проводилось во время чемпионата, то Хендри признает, что определение этих двух категорий – «успешных» и «неуспешных» – не было достаточно обоснованным.

Другие исследователи, напротив, считают, что все же существует определенное сочетание личностных качеств, которые характерны для многих успешно работающих тренеров. Так, Огилви указывает на то, что профессиональные тренеры обладают твердым характером, достаточно устойчивы к стрессу, связанному с общением с журналистами, болельщиками, а также к реакциям на их работу с командой. Для тренеров, работающих с национальными и сборными командами, по данным того же Огилви, характерны эмоциональная зрелость, независимость, а также твердость и реалистичность взглядов. Они не склонны показывать озабоченность и умеют владеть собой. Кроме того, Огилви и Татко обнаружили также, что тренеры как представители определенной группы имеют высокие показатели по шкале авторитарности.

Анализируя сказанное, нужно подчеркнуть, что представления об идеальном тренере существуют как у спортсменов, так и у тренеров. Однако успех тренерской работы в значительной степени зависит от того, как строит он свои отношения со спортсменами и командой и как преподносит свои знания. По мнению Хендри, способность тренера выполнять роль, которой ожидают от него спортсмены, в сочетании с его профессиональными знаниями, может, по-видимому, компенсировать некоторые его недостатки.

курсовая работа Общефизическая и специальная подготовка легкоатлетов в учебно-тренировочном процессе групп ДЮСШ

Физическая подготовка, содержащиеся в учебно-тренировочном процессе. Принципы учебно-тренировочного процесса. Руководящая роль тренера. Объемы тренировочных нагрузок в процессе. Особенности тренировочного процесса в беге на средние и длинные дистанции.

Нажав на кнопку “Скачать архив”, вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку “Скачать архив”

РубрикаСпорт и туризм
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления11.07.2015
Размер файла46,0 K

Подобные документы

Особенности исследований тренировочного процесса в беге на средние и длинные дистанции. Особенности исследований физиологических отличительных черт сердечно-сосудистой и дыхательной систем детей и подростков, нетренированных и занимающихся спортом.

дипломная работа [1,2 M], добавлен 25.05.2015

Роль тренера в планировании тренировочного процесса легкоатлета. Особенности основных средств и методов учебно-тренировочного процесса. Распределение объемов тренировочных нагрузок. Развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений.

курсовая работа [45,1 K], добавлен 10.07.2015

Особенности систем спортивной подготовки лыжника. Исследование физиологических систем лыжника на дистанциях. Исследование зон режимов и объемов нагрузок в тренировочном процессе. Структура, планирование и контроль учебно-тренировочного процесса.

дипломная работа [2,0 M], добавлен 06.06.2015

История развития спортивной тренировки в беге на средние дистанции. Варианты распределения тренировочных нагрузок в микро, мезо- и макроциклах подготовки бегунов на выносливость. Характеристика тренировочного процесса в беге на средние дистанции.

курсовая работа [27,1 K], добавлен 20.04.2010

Планирование тренировочных нагрузок. Развитие общей выносливости у баскетболистов и лыжников, учебно-тренировочный процесс. Зависимость между объёмами физической нагрузки в учебно-тренировочном процессе и развитием общей выносливости спортсменов.

дипломная работа [77,3 K], добавлен 27.10.2010

Содержание учебных программ специализированных учебно-спортивных учреждений и основные темы теоретической подготовки спортсменов. Распределение и особенности теоретической подготовки спортсменов на разных этапах многолетнего тренировочного процесса.

курсовая работа [31,4 K], добавлен 10.09.2012

Характеристика спортивных игр, их специфические признаки. Механизмы применения специальных упражнений волейболистов в учебно–тренировочном процессе. Динамика изменения росто-весовых показателей и выносливости спортсменов в процессе тренировочных занятий.

дипломная работа [464,5 K], добавлен 10.06.2015

Техника бега на короткие дистанции. Структура бега на различных спринтерских дистанциях. Задачи, средства и методы подготовки юных спортсменов. Общие основы тренировки. Разработка учебно–тренировочного процесса по подготовке юных бегунов–спринтеров ДЮСШ.

дипломная работа [1,3 M], добавлен 01.11.2015

Исследование тренировочного процесса в беге на средние и длинные дистанции. Физиологические показатели детей и подростков, нетренированных и занимающихся легкой атлетикой. Приспособительные возможности юных легкоатлетов в отношении физических нагрузок.

дипломная работа [1,3 M], добавлен 10.06.2015

Цели учебно-тренировочного процесса легкоатлета. Упражнения, способствующие развитию основных физических качеств. Основные рекомендации в воспитании морально-волевых качеств легкоатлета. Планирование физических нагрузок по периодам в легкой атлетике.

курсовая работа [45,4 K], добавлен 11.07.2015

Роль тренера в тренировочном процессе

Большое значение в развитии тренером философии успешной деятельности в спорте имеет его стиль работы, определяющий, как он решает задачи технической и тактической подготовки спортсменов, его педагогические способы и навыки в организации тренировочного и соревновательного процесса, какие методы использует для поддержания дисциплины спортсменов, а также какую роль он отводит спортсменам в принятии решений. Социально-психологические аспекты деятельности тренера фокусируются на стиле управления спортсменами, на устойчивой системе методов и средств, приемов общения со спортсменами [2].

Выбор тренером стиля деятельности

Довольно значительное число исследователей и тренеров-практиков выделяют три основных стиля: авторитарный, демократический и либеральный [1; 2; 5–8; 11; 14; 15].

Авторитарный (командный) стиль предполагает, что все решения в тренировке спортсмена или команды принимает тренер, а спортсмену отводится роль исполнителя его команд. Основу для этого подхода составляет предположение, что у тренера есть знания и опыт, и в этом состоит роль тренера, чтобы указать спортсмену, что надо делать. Роль спортсмена – выслушать, понять и, подчинившись, выполнить. В ряде работ [4–7] отмечается, что члены группы, руководимой авторитарно, проявляют, как правило, агрессивность или апатию. Доминирование педагога зачастую подавляет интерес к процессу обучения, творчеству и развитию самостоятельности, делает подопечных педагога апатичными. Наряду с рядом недостатков авторитарного стиля, в определенных ситуациях отмечается его целесообразность (при наличии в команде агрессивных спортсменов, отсутствии дисциплины, в экстремальных ситуациях, требующих предельного напряжения сил спортсмена и команды).

Читайте также:  Как заставить себя пойти в зал: 12 фишек

Демократический (совместный) стиль оценивается более высоко, чем авторитарный, однако здесь делается ряд оговорок [4–7]. Так, говоря о безусловном преимуществе демократической модели управления, стимулирующей активность и самостоятельность членов группы, отмечается, что к ней необходимо стремиться во всех случаях, когда это позволяет состав группы и благоприятное стечение обстоятельств. Высказываются мнения о предпочтительности для спортсменов высокой квалификации демократического стиля управления, причем, по мнению спортсменов, с ростом организованности, сплоченности коллектива демократичность должна увеличиваться в гораздо большей степени, чем считают тренеры. Управление командой должно быть демократичным, воспитывающим в спортсмене взаимное доверие, веру в общее дело, и это создает в команде дух сотрудничества и братства.

В работе [15, с. 29] отмечается, что тренеры, которые выбирают демократичное принятие решений совместно с их спортсменами, наряду с признанием своей обязанности обеспечить лидерство и вести молодых людей к достижению сформулированных целей, понимают, что они не смогут стать ответственными взрослыми, не учась принимать решения. Совместный стиль обеспечивает нужный баланс между мотивацией спортсменов и непосредственно разрешением действовать. Тренеры, принимающие демократический стиль, сосредотачиваются на обучении, которое включает не только техническую и тактическую подготовку, но также и формирование навыков, необходимых им в будущей жизни после спорта.

Либеральный (соглашательский) стиль предполагает минимальное вмешательство тренера во внутреннюю жизнь спортсмена или команды, когда он принимает насколько возможно меньшее количество решений и различных указаний. Он выдает небольшие, как правило, довольно общие инструкции, обеспечивает минимальное руководство в организации действий и решает проблемы дисциплины, только когда это абсолютно необходимо. В ряде работ [6; 7] предполагается, что либеральный стиль неприемлем в спорте и возможен в сфере физической культуры. Ряд тренеров принимают этот стиль, потому что они [15, с. 29] испытывают недостаток в компетентности и уверенности для обеспечения руководства, не хотят или не могут посвятить необходимое время и усилия, чтобы должным образом подготовиться, или просто полагают, что этот стиль тренировки является лучшим для их спортсменов.

Критерии эффективности при выборе стиля деятельности тренера

Представленный выше обзор мнений позволяет сделать вывод, во-первых, о достаточно разнообразных возможных стилевых проявлениях деятельности тренера в описанных вариантах, так сказать, в «чистом виде». Во-вторых, в подавляющем числе различных работ весьма слабо прослеживаются возможные критерии их эффективности и в абсолютном и в сравнительном виде. Исходя из весьма широкого диапазона ситуаций, возникающих в совместной спортивной тренировочно-соревновательной деятельности тренера и его спортсменов, представляется целесообразным попытаться сопоставить, хотя бы укрупненно, наиболее типичные реальные ситуации и возможные соображения по оптимизации стиля деятельности тренера.

Исходя из специфики спортивной деятельности целесообразно весь ситуативный спектр разделить на три блока: соревнования, тренировочный процесс и промежуточная относительно самостоятельная жизнь спортсменов в рамках крупных годичных и многолетних циклов подготовки. Каждый из этих блоков принципиально отличен целями, содержанием, физической, психологической и социальной напряженностью. Полагаем, что достаточная очевидность данного тезиса освобождает авторов от необходимости что-либо комментировать и доказывать. Отсюда вытекают следующие соображения относительно ситуационных критериев в выборе нужного стиля, который не может быть одинаково эффективным в достаточно широком диапазоне различных ситуаций. Стиль деятельности спортивного тренера (как в «чистом виде», так и при их смешении) должен быть максимально адаптивен требованиям ситуации.

Соревновательный блок деятельности спортсменов и команды фигурально представляет «бой», в котором тренер-командир первым «встает из окопов» и ведет за собой спортсменов. В наибольшей степени эта характеристика относится к видам спорта, в которых согласно правилам и регламенту возможен достаточно плотный контакт тренера и спортсменов во время спортивного поединка, в большинстве ситуаций весьма напряженных и кратковременных. Совершенно естественно, что в таких условиях единственно возможным и эффективным в достижении спортивных целей является авторитарный, командный стиль без всяких исключений. Но реальная соревновательная ситуация заканчивается победой или поражением, и сразу начинается второй блок с совершенно другими задачами и содержанием: физическое и психическое восстановление, осмысление произошедшего и начало подготовки к следующему «бою». Здесь авторитарный стиль заканчивает свое существование, он более не нужен и даже вреден.

Тренировочный блок в деятельности тренера является наиболее объемным и обширным, успешная тренировочная работа на протяжении годичного или многолетнего циклов подготовки – это фундамент будущих спортивных успехов. Он по сравнению с соревновательным имеет одно очень важное отличие – время, доступное тренеру и спортсмену для вдумчивой и творческой совместной работы. Главная его цель в рамках рассматриваемой тренерской философии – не конечный результат, а движение к нему. Именно в тренировочной работе максимально реализуются перспективные задумки тренера и спортсмена в совместной успешной деятельности, варьируя средства и методы подготовки в максимально гуманистическом и демократическом непрерывном общении. Основными преимуществами демократического стиля являются стимулирование творчества, самостоятельности, благоприятных межличностных отношений. Это оказывает позитивное влияние на психологический климат спортивной команды и обеспечивает самый высокий уровень ее сплоченности команды.

Вместе с тем специфика тренерской деятельности требует тех или иных проявлений командного стиля [3; 6; 7; 11] и в тренировочном процессе. В рутинной тяжелой физической работе, зачастую на пределе человеческих возможностей, на фоне недовосстановления активное участие тренера в психологической поддержке и эмоциональном сопровождении особенно в пиковых моментах нагрузки помогает спортсмену успешно преодолеть их. Важно также, что при хороших межличностных отношениях между тренером и спортсменами обе стороны воспринимают эти зачастую весьма резкие и иногда обидные замечания как необходимый элемент «игры», укрепляющий их взаимопонимание и соревновательный дух.

Промежуточный самостоятельный блок. Кроме рассмотренных выше двух важнейших периодов в спортивной деятельности в любом виде спорта, при любом уровне подготовки и сложности решаемых соревновательных задач неизбежны ее перерывы, снижение физических и психологических нагрузок, самостоятельная жизнь спортсмена вне спорта. Эти периоды могут быть весьма краткими (2–3 часа, выходной день в недельном микроцикле, недельный отдых) и достаточно продолжительными (месячный отпуск в переходном периоде). Нужны ли спортсмену в этих ситуациях какие-либо руководящие указания даже вполне демократического характера (не говоря уже об авторитарных)? При особенно длительных и напряженных периодах спортивной деятельности тренер и спортсмены находятся в непрерывном контакте (особенно на учебно-тренировочных сборах практически круглосуточно) и по-человечески просто устают друг от друга. Единственным здравым в таких ситуациях, полезным, а иногда просто необходимым является либеральный стиль общения тренера со своими подопечными, который позволяет обеим сторонам немного отдохнуть друг от друга и переключиться на свои личные дела. Минимальное число указаний, их позитивный и доброжелательный тон, в легкой форме пожелания – исчерпывающий перечень возможных и полезных действий тренера.

Таким образом, достаточно подробный анализ внешних ситуаций, неизбежно возникающих в спортивной деятельности тренера, ставит его перед реальной необходимостью в каждом конкретном случае уметь выбирать стиль своей работы, который был бы максимально эффективен именно в данной ситуации. Из этого утверждения складывается концепция смешанного, ситуационно эффективного стиля управления. В ряде работ [4–7; 14] также обращаются к концепции ситуативного руководства, согласно которой каждый тип лидерского поведения эффективен в одних ситуациях и неэффективен в других, причем все вышеперечисленные их виды рассматривается только как различные, но взаимно не исключающие типы лидерства. Основным при этом является то, что успешный тренер – это человек, способный играть несколько ролей в зависимости от конкретной ситуации и различий в характерах спортсменов. Такой тренер действует в зависимости от требований ситуации в одной из нескольких точек своеобразного континуума (авторитарность – демократичность – либеральность), при этом субъекты с высокой потребностью управлять другими, доминировать как бы «застревают» в одной точке шкалы и тем самым снижают эффективность своего воздействия на людей.

Сформулированное положение весьма близко к сущности ситуативного подхода в руководстве организационным поведением людей, наиболее популярного в современных социально-психологических воззрениях науки управления [11; 14]. В данном подходе формулируется понятие «стилевой гибкости» (противоположное «стилевой ригидности») как меры протяженности, в которой руководитель изменяет стиль адекватно изменению ситуации.

Индивидуальный педагогический стиль и мотивация спортсменов

Индивидуальный подход к спортсмену во всех разделах учебно-тренировочной работы, в соревновательном процессе, а также в его жизни за пределами спорта возможен только при условии глубокого знания и понимания тренером всех причин, по которым его ученик занимается этим видом деятельности. Участие в спорте возможно по следующим причинам [8]: потребность в достижении, овладении новыми навыками и достижении победы; потребность в общении, в позитивных, дружеских отношениях; желание успеха, признания и славы; желание самоуправления, контроля и ответственности.

Спортсменам, мотивированным на результат, для улучшения участия в спортивной программе необходимо повышать их мотивацию, обеспечивая, прежде всего, индивидуальную подготовку и совершенствование, устанавливая им реалистичные цели, основанные на прошлых достижениях. Это позволяет спортсменам видеть свой прогресс и стремиться к совершенствованию. Тренер для создания у спортсмена уверенности в достижении этих целей отмечает все шаги их совершенствования, сохраняет записи этих достижений, планирует соревнования с подходящими соперниками и регулярно обсуждает их прогресс [6; 7; 12; 13].

Спортсмены, мотивированные на участие, в спорте часто хотят быть частью группы и это чувство принадлежности к ней является сильным мотивом для участия в спорте. Работая с группой, развлекаясь и отдыхая вместе, они ощущают свою причастность к ней и ее помощь, как дополнительную мотивацию к продуктивному взаимодействию. Для подкрепления этих мотивов тренер может: сделать взаимодействия в парах и группах спортсменов частью каждой тренировки; обеспечить возможности для социального общения спортсменов после каждой тренировки и соревнования, давая им возможность обсудить в свободной обстановке все вопросы ее жизни; поощрять взаимопомощь спортсменов и общие решения житейских проблем.

Спортсменов, мотивированных на успех и славу, возбуждают поездки по достопримечательным местам, чувство спортивного класса, рейтинга, желание жить активной жизнью, волнения спортивной борьбы. Для выполнения этих потребностей спортсменов тренер может: проводить тренировки в достопримечательных местах, в хорошим климате и на красивой природе; регулярно прерывать монотонную работу и варьировать тренировки, меняя обычную практику и давая спортсменам новые упражнения с близкими к соревнованиям интересными стимулами; беседовать со спортсменами об их ощущениях и мыслях в ходе тренировок.

Спортсменам, мотивированным на самоуправление и контроль, спорт дает возможность принимать свои решения относительно их действий, что помогает тренеру мотивировать их самоуправление, давая возможность самим планировать тренировку, виды движений и технических приемов, оценивать свой личный прогресс. Для этого тренеру полезно: создавать для спортсменов ситуации руководства и лидерства, руководить разминкой и упражнениями, действуя как тренер; давать спортсменам возможность в тренировках и соревнованиях принимать собственные решения о выбираемой стратегии и тактике, в том числе в критические, решающие моменты спортивного поединка, помогая им учиться и получать радость от соревнований, что поощряет их развитие в заданном направлении.

Стиль обучения и типология личности спортсмена

Задачей эффективного тренировочного процесса является его индивидуализация согласно специфике личности спортсмена, типу его высшей нервной деятельности, характеру и темпераменту, особенно в командных видах спорта, где соревновательный успех во многом определяется умением тренера в рамках общекомандного тренировочного процесса и построения командной игры найти средства, методы и возможности для работы со спортсменами. В работах [6–10] рассмотрены общие вопросы индивидуальных различий, их основы и влияние на специфику его интеллектуальной, психической, мотивационной и двигательной деятельности.

Типология личности в спорте позволяет учесть природную предрасположенность спортсмена, используя в интересах его и команды: направленность личности, особенности информационных процессов, специфику принятия поведенческих решений и способ ориентирования в жизни. Каждый психологический тип имеет свой индивидуально предпочтительный стиль обучения, знание которого помогает тренеру понять личностные интересы и мотивационные ценности игроков, способствуя их более быстрому обучению. Успех или неудача в обучении во многом зависит от того, насколько его стиль соответствует типологии личности учащегося: собирает ли он информацию конкретно (сенсорный S-тип) или концептуально, образно (интуитивный N-тип), ориентируется ли он в жизни на основе оценки (J-тип) или на основе чувств (P-тип), принимает ли он решения аналитически, на основе логики (T-тип) или наглядно-образно на основе ощущений и эмоций (F-тип) [6; 7].

Обучение спортсменов SJ-типа строится на их стремлении действовать в традиционных, привычных условиях, когда они хорошо себя чувствуют в тренировочном зале, в дружеской обстановке, способствующей сотрудничеству, последовательной и напряженной работе. Спортсмены SJ-типа проявляют практичные и эффективные навыки обучения, когда характеристики обучающей среды совпадают с их внутренними, естественными особенностями и мотивами, в тренировочном процессе они послушны и охотно выполняют требования тренера.

Обучение спортсменов SP-типа основывается на их любви к свободе и активному двигательному образу жизни, хорошем сосредоточении на текущей ситуации, стремясь к спортивной борьбе. В этих действиях они могут время от времени переступать границы разумного и приемлемого поведения, принятого другими лицами. В обычной или вынужденно ограниченной ситуации им скучно, и они действуют против тех, кто ограничивает их свободу. Спортсмены SP-типа не любят отдыхать, пока они не удовлетворили свои потребности в движении, они хотят свободы действовать спонтанно, без ограничений, лучше обучаясь через опыт.

Обучение спортсменов NT-типа, предрасположенных к приобретению знаний и компетентности, нацеливается на достижение мастерства и управление окружающей их средой, они активны в решении сложных проблем. Интеллектуальная деятельность занимает их ум и определяет действия, как правило, увлекая новыми идеями и повышая творческий потенциал. Такие спортсмены эффективны на тренировках и в соревнованиях, стремясь быть компетентными в знании, понимании, объяснении, предсказании и управлении реальностью.

Обучение спортсменов NF-типа, предрасположенных к самоактуализации, строится на их сосредоточении на личных и субъективных сторонах жизни, отношениях с самим собой и окружающими, наиболее значимыми для них. Они реализуют свой человеческий потенциал через взаимоотношения с другими людьми, стремясь к идеальным отношениям и совершенным межличностным навыкам и реализуя свой потенциал обучения, взаимодействуя в гармоничных личных отношениях с партнерами и тренерами.

Специфика содержания успешной деятельности в спорте требует от тренера знаний и способностей в ситуативном использовании стиля работы со спортсменами.

Максимально эффективные в тренировочном, соревновательном процессах и в блоках свободных взаимоотношений с ними в переходных периодах стили тренера, разумное сочетание авторитарного, демократического и либерального стилей общения и свободное владение ими позволяет ему значительно повысить эффективность своей педагогической и организационной деятельности, добиться высоких спортивных результатов.

Мотивация спортсмена может быть значительно повышена путем гибкого разнообразия в стиле тренировочной работы с помощью индивидуальных педагогических приемов, специфических для личности каждого спортсмена и вида спорта.

Значительным резервом тренера в повышении эффективности его тренерской деятельности является возможность индивидуализации спортивной подготовки и стиля его работы, в первую очередь в соответствии с типологией личности отдельного спортсмена. Это требует от тренера более глубокого изучения и использования их типологических характеристик.

Добавить комментарий